«Утопия» — происхождение и значение слова

«Утопия» — происхождение и значение слова

«Утопия» — происхождение и значение слова
СОДЕРЖАНИЕ
0

Что такое утопия в философии?

Здесь следует рассказать о Платоне – его вкладе в фундамент утопической мысли. Он первый сформировал утопические модели, от которых затем отталкивались авторы.

  1. Платон предлагал такую схему государства, в которой идет преобразование социальных отношений путем их критики.
  2. Мир, созданный Платоном, разделен на два уровня: видимый и невидимый. Видимый – реальное общество и государство, а невидимый – образующий высший мир, существующий наряду с материальным телесным, но познаваемый с помощью восприятия. Мир же видимый – это лишь пример мира невидимого, идеи которого – модели видимых вещей.
  3. Суть платоновского государства: существует ли идеальное общество изначально, основанное на независящих от времени, места обстоятельствах?
  4. Платон не предусматривает счастья для человека, только истину соответствия предмета его предназначению. Именно в этом он видит совершенство общества.

Таким образом, Платон формулирует главный смысл утопии, ее проблему: каким должно быть общество, чтобы соответствовать истинному своему понятию. На этом и будут основываться будущие утопические проекты.

Что такое утопический социализм

Утопический социализм — общее название для социалистических учений, существовавших до появления марксизма.

В первой половине XIX века идеи о справедливом преобразовании общества выдвигали Анри Сен-Симон, Шарль Фурье и Роберт Оуэн.Что такое утопия

А «величайшим представителем утопического социализма в России», по словам В.И. Ленина, был Николай Чернышевский — автор романа «Что делать?». Как в свое время Кампанелла, Чернышевский писал свой роман за решеткой — в Петропавловской крепости.

Марксисты, к которым относился и Ленин, считали все эти построения несбыточными, ненаучными — отсюда и название «утопический социализм». «Марксисты должны заботливо выделять из шелухи народнических утопий здоровое и ценное ядро искреннего, решительного, боевого демократизма крестьянских масс», — писал В.И. Ленин в статье «Две утопии».

После победы революции 1917 года в СССР «наивному» утопическому социализму противопоставляли научный коммунизм.

Противники коммунистической идеологии, однако, обвиняют в утопизме и ее саму. Обещание дать «каждому по потребностям», взяв «от каждого по способностям», невыполнимо, и поэтому наступление коммунизма обещают лишь в отдаленном будущем, указывают критики.

Улучшить или уничтожить?

На протяжении этих столетий предпринимались попытки радикального изменения общественного строя, которые сопровождались популяризацией утопических произведений. Но похоже, люди не совсем понимали, что значит утопия. И все заканчивались человеческими страданиями и смертями.

После этого утопические книги начали восприниматься читателем совсем иначе. Даже известные произведения, составляющие классику этого жанра, утратили своих почитателей. Их начали считать описанием жуткого механизма, подавляющего волю общества. В определенном смысле так оно и было.

Что такое утопия и антиутопия?

В противовес утопии существует антиутопия. Ее направленность можно понять из приставки «анти», означающей противоположность. Это такая разновидность фантастического жанра, предусматривающая негативные тенденции существования мира или государства.

Для антиутопии характерно рассмотрение опасных вариантов социального устройства общества, приводящих к кризису. Отсюда можно сделать выводы, что никакая утопия не может быть создана без антиутопии, которая подразумевает ее критику, а значит, помогает привести к безупречному образу общественного строя.  Какие же примеры антиутопии можно найти в литературе?

  • Николай Носов «Незнайка на луне».
  • Виктор Пелевин «Желтая стрела».
  • Джек Лондон «Железная пята».

Успех антиутопических романов огромен, это обусловлено тем, что они предполагают наихудший вариант развития событий, не похожий на сказку, автор которых ничего не предлагает делать, лишь только ждать ее развязки. Утопия же предполагает труд человека во имя человека, для человека.

В чем проблема всех утопий

Утопизм – это явление очень многогранное, тем не менее все утопии объединяет понимание общества как некой скорее механической, чем живой системы, на которую можно воздействовать строгими организационными методами для выстраивания идеальной структуры.

Утопические этические нормы – это свод правил, система идей, направленных на регулирование общества, несущих благо, с точки зрения автора, определенным социальным группам.

Исходя из этого, можно определить и самое слабое место всех утопий – она не приемлет индивидуальность, проявления которой рассматриваются как бунт против организованного общественного устройства. Индивидуальность становится не благом, а трагедией для отдельного человека.

Автор статьи: Елена Румянцева

Виды утопии

Различают две разновидности утопии:

  1. Технократическая. То есть социальные проблемы решаются путем ускорения научно-технического процесса.
  2. Социальная, которая предлагает решение проблемы через изменение общественного строя.

Возрождение жанра

Утопический жанр позднее возродился благодаря Томасу Мору. Он отличился от античных философов тем, что искал решение проблемы общественного строя тех времен на стыке социологии, политики, философии. Он верил, что достичь того будущего, о котором писал, можно путем радикального переустройства общества. А начать нужно с появления справедливых законов, понятиях о равенстве и братстве.

Мор стал родоначальником так называемой социальной утопии. Ее создатели верили, что изменение будущего возможно, если приложить достаточно усилий.

Еще один известный представитель этого жанра — Томмазо Кампанелла, написавший «Город Солнца». Также в жанре утопии работали Оуэн, Морелли, Сен-Симон, Мюнцер.

Начиная с 18-го века в Европе появился так называемый государственный роман, который рассказывал о путешествиях героев по утопическим странам. Эти романы в большинстве своем содержали подробное описание государственного строя данных держав.

Значение утопии в философии социализма

Идеи социализма изначально воспринимались, как некий недостижимый идеал. В своих работах, К. Маркс проводит четкую границу между социализмом утопическим и социализмом научным, который стал основой для идей марксизма и коммунизма.

Маркс и Энгельс, работая над принципами построения идеального будущего, критиковали западный идеализм за абсурдность и абсолютную неспособность реализовать его в условиях существующего политического строя. Их основные претензии сводились к таким проблемам:

  1. Отсутствие реальной основы, на которую можно было бы ориентироваться при построении нового общества. По представлениям Маркса, новый мир нужно было не создать с нуля, а преобразовать старый под другие требования.
  2. Западные утописты представляли утопию как конечный результат, не уделяя внимания самому процессу реформации мира. Марксизм требовал не просто создания четкого плана, а максимальной детализации технологии достижения новой формы власти. Если для западников утопия была просто мечтой, для Маркса она была целью.
  3. Классическое государство в утопической литературе описывалась, как замкнутая система. Появившись однажды, оно не менялось и не развивалось. Но в реальности, человеческое общество развивается постоянно и государство должно соответствовать его потребностям. Поэтому утопический мир нужно создавать с учетом потребностей, которые могут возникнуть через сотни лет после революционной смены власти.
Предлагаем ознакомиться:  ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Психопатии и акцентуации характера у подростков››

Понятие «утопический социализм», введенное Т. Мором, Энгельс взял за основу при разработке своих утопических идей. Но параллельно с ним, созданием плана построения утопического государства занимался К. Каутский. Его идеи были настолько похожи на идеи Энгельса, что зачастую они сливались воедино и имя Каутского практически не упоминается в официальных источниках.

История утопии

Утопия в сознании человечества присутствовала с древних времен. Однако тогда люди относили ее к прошлому, а не к будущему. Это были легенды о счастливых странах, существовавших когда-то. Взять, к примеру, страну Гиперборею, в которую верили древние греки, Беловодье, Опоньское царство, встречающиеся в русских сказаниях. В сущности, все мифы, предания и сказки были основаны именно на утопических мотивах.

Определение термина «утопия» сформировалось благодаря трудам древнегреческих философов. Среди них особенно выделился Платон с его «Государством».

Классификация утопий

За всю мировую историю человечество накопило колоссальное количество разнообразных утопических произведений. Попытки классифицировать утопии по типам предпринимались многими исследователями, но какого-то универсального решения проблемы не существует.

В зависимости от аспектов, выносимых во главу угла, различают абсолютно разные типы.

  1. По аспекту подлинности:
    1. утопии,
    2. полуутопии,
    3. квазиутопии.
  2. По аспекту направления действия:
    1. утопии бегства,
    2. утопии реконструкции.
  3. По аспекту локализации идеала:
    1. утопии,
    2. ухронии.
  4. По аспекту ценностного наполнения утопического идеала:
    1. романтические (единение общества с природой, социальная значимость искусства),
    2. технократические (развитие науки и техники, рациональное начало в приоритете),
    3. теократические (преобладание религиозных и церковных ценностей).
  5. По классовому аспекту:
    1. рабовладельческие,
    2. аристократические,
    3. буржуазные,
    4. мелкобуржуазные,
    5. пролетарские,
    6. крестьянские,
    7. бюрократические и проч.

Этот список возможных классификаций далеко не полный.

Концепция и проблемы утопического мира.

Концепция утопического мира предполагает идеальное общество, которое подвергается постоянному улучшению, чтобы достичь самого высокого совокупного уровня удовлетворенности для большинства людей. Также предполагается всеобщая свобода и определенный уровень равенства, что и должно стать частью всеобщего блага.

Вот здесь и начинаются проблемы в самой концепции. Как мы знаем, все люди априори разные, и у каждого свое понимание о благе. Из чего следует, что создать общество в котором все будут одинаково счастливы практически невозможно, учитывая особенности каждого человека.

Идея создания утопического общества по большому счету дело хорошее и благородное. Но обустройство данного счастливого мира порождает целую массу вопросов, на которые нет однозначных ответов.

  • Для какого класса должно быть утопическое общество идеальным? Бедные, богатые, средний класс?
  • Возможно ли сделать его идеальным для всех классов?
  • Каким должно быть совершенное правительство?
  • Как можно сделать совершенными самих людей?
  • Каким должно быть совершенное образование?
  • Что такое идеальный уровень жизни? Как определить достаточный уровень богатства?
  • Какой должен быть контроль за обществом?
  • Что такое свобода в утопическом понимании? Какой должен быть уровень данной свободы?

Как вы поняли, подобных вопросов можно задать огромное множество, но конкретного ответа на них получить не получится.

Существует много различных идей о том, каким может быть утопическое общество. Некоторые полагают, что в экологической утопии люди должны жить в гармонии с природой. Другие полагаются на научный и технологический прогресс, который должен обеспечить счастливое и, в экономическом плане, равномерное существование человечества.

Коммунисты, по своей сути, тоже стремились к определенному виду утопии. Но все мы знаем, что из этого получилось, и как стремление к утопии переросло в определенного рода антиутопию.

Особенности утопий в эпоху просвещения

Основой утопизма в философии эпохи Просвещения, стал мотив путешествия в далекие неизведанные земли. Он родился из средневековых традиций описания жития святых, чьей главной целью было достижение райского сада, т. е. путешествие длиной в жизнь. Из эпохи Ренессанса, была взята и развита традиция помещать воображаемый мир на другую планету, в основном, на Луну.

Сама суть утопии постепенно изменилась. Из фантазии на тему путешествий в пространстве, она превратилась в мечту о путешествии во времени. Для этого требовалась крепкая научная база и настоящая научная революция. Основоположником нового восприятия науки стал Френсис Бэкон.

Его недописанная работа «Новая Атлантида» стала первой в мире научной утопией. Он отходит от пространственного философствования к конкретному представлению о новом обществе, считающего своей главной целью развитие науки. Лондонское научное сообщество взяло описание «Дома Соломона» за основу и использовало его для создания Незримой коллегии, которая в последствие стала Королевским сообществом.

После Английской революции, развитие утопического жанра многократно ускорилось. В это же время появился сатирический жанр негативной утопии. Его классический представитель Джонатан Свифт, который в своих произведениях высмеивал стремление найти обетованную землю.

Предлагаем ознакомиться:  16 причин, почему мужчина изменяет, но не уходит

Признаки утопии

Практически все произведения, описывающие утопические миры, обладают рядом характерных особенностей:

  1. Обычно утопическая действительность существует в строгих временных рамках, у неё нет будущего и прошлого.
  2. Все обитатели утопии искренне уверены в справедливости и идеальности мира, в котором они живут. Для всех характерна единая точка зрения, нет выделяющихся персонажей с выраженной индивидуальностью.
  3. Общество устроено так, что между людьми не возникает конфликтов.
  4. Утопия ограждена от внешнего мира, никто не выезжает и не приезжает. Нередко жители даже не догадываются, что где-то за пределами их государства существуют другие страны.
  5. Жизнь в утопическом обществе чётко отлажена, всё предусмотрено и идеально продумано. Ничто не может пойти не по плану.
  6. Поскольку мир утопии идеален, в нём невозможна сатира на реальность. Он всегда противопоставляется реальности.

Это типичные признаки, свойственные большинству утопий. Следует учитывать, что в разные времена представления об утопических мирах менялись, отражая социальные, экономические и политические проблемы, актуальные для того периода.

Расцвет утопии в xvii — xviii веках

XVII век можно считать расцветом жанра утопии. «Новая Атлантида» Френсиса Бэкона (1624 г.), «Описание знаменитого королевства Макария» Сэмюэля Гартлиба (1641 г.), «Республика Океания» Джеймса Гаррингтона (1656 г.) и проч. – все эти утопические романы пытались сформулировать какие-то программы переустройства общества, испытывающего кризис.

XVIII век наложил свой отпечаток на утопические модели. В век Просвещения утописты обращаются к мотивам прогресса, рационального совершенствования общества, упрощения коммуникаций, либеральных изменений в государствах.

Именно тогда набирают популярность так называемые «этнографические» и «географические» утопии. «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта (вышло в 1726 г.) и «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо (опубликован в 1719 г.), пожалуй, самые яркие утопические романы того времени, породившие множество подражаний и сиквелов (это как?).

В эру Просвещения утопическая идея о совершенном мироустройстве трансформируется в идею о будущем мироустройстве, т.е. утопия приобретает практические черты, становится основой некоторых политических программ.

Трансформация утопии в новейшее время

ХХ век, начавшийся с Первой мировой войны и революций в России, возводит утопию на совершенно новый пьедестал. Отношение к ней меняется с победой социалистической революции в России.

Н. Бердяев: «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?»

Теперь оценки утопии разделяются на два противоположных лагеря – немарксисты считают ее насилием над действительностью, воспеванием тоталитаризма. Те же, кто оказался «внутри утопии», воспринимают ее как единственно правильную идеологию. Утопия становится инструментом идеологического воздействия на граждан.

Существование и развал тоталитарных обществ (гитлеровская Германия, сталинизм, развал СССР) на практике показали последствия воплощения утопии в реальности. Некоторые исследователи высказывали мнение, что после Второй мировой войны, с наступлением послевоенной разрухи и с началом «холодной» войны утопия умерла.

Во второй половине ХХ – начале XXI века утопическая мысль все больше приобретает черты научной фантастики, и на передний план выходят ее разновидности – дистопия и антиутопия (произведения О.Хаксли, К. Воннегут, Р. Бредбери, Р. Шекли и др.).

В последнее время утопия воспринимается больше как осуществимый проект альтернативной реальности, который получил название «практопия».

Утопизм за пределами стран запада

В общую категорию незападного утопизма относят всю литературу, которая была создана в станах Ближнего и Среднего Востока. Также к ней причисляют произведения авторов из Латинской Америки, Индии и Китая. Согласно представлениям Л. Сарджента, незападный утопизм создан на основе политических идеологий.

Утопизм ренессанса

Начало эпохи Ренессанса ознаменовал расцвет гуманизма. Основой морали нового общества стало наследие Платона. Его работы, переведенные на латинский язык, стали противовесом в борьбе с католическим государством, опиравшимся на учение Аристотеля. Платонисты распространяли его учение по всей Европе, и вскоре это привело возникновению прямого конфликта с христианской этикой. Главным стремлением гуманистов стали: реформация государства и возрождение языческого мировоззрения.

Первая книга эпохи Возрождения, положившая начало жанру утопии — «Утопия» Т. Мора. Современники не поняли изначальный замысел писателя создать сатирическое произведение, и восприняли его, как социально-политический роман. Название острова Утопия стало нарицательным.

Утопии и ислам

Для философии ислама, представления об идеальном государстве базируются на религиозных воззрениях. Утопической страной должен был управлять Аллах, а все живое — подчиняться его воле. Некоторые писатели находили вдохновение в античных текстах, в частности, работах Платона и Аристотеля.

Утопические идеи ренессанса, включая утопию томаса мора

Считается, что после Платона значительных утопических произведений не появлялось вплоть до самого Томаса Мора.

Хотя в самом начале Средних веков можно отметить труд Аврелия Августина «О граде Божьем» (413-427 гг.), в котором он противопоставляет Град Божий Граду Земному и пытается объяснить, чем государство отличается от шайки разбойников. Труд написан под впечатлением автора от недавнего падения Римской империи.

До наступления эпохи Возрождения утопия не сложилась в отдельный жанр, утопические общественные модели были лишь иллюстрацией к философским, этическим или религиозным размышлениям авторов. С приходом Ренессанса (что это такое?) и его гуманистических идей утопия становится текстом, написанным специально, с целью описать идеальное социальное устройство.

Томас Мор в «Утопии» выводит свою формулу совершенного общества:

  1. отсутствие частной собственности (вслед за Платоном);
  2. социальное равенство (6-часовой рабочий день для всех);
  3. запрет на атеизм (это что?), но приветствуются все вероисповедания;
  4. делается акцент на духовных удовольствиях, поэтому еда, одежда, досуг у всех одинаковые;
  5. частная жизнь населения жестко определяется государством;
  6. целью общества является развитие интеллектуальных и творческих способностей граждан;
  7. рабы представлены как преступники, отбывающие наказание за тяжкие провинности;
  8. политический строй – демократия (что это такое?): все должности выборные, важные вопросы решаются на общем сборе.
Предлагаем ознакомиться:  Боль расставания. как пережить

Критикуя в своей книге капитализм (что это?), Мор, по сути, предлагает социалистическое устройство общества. Его идеи оказали огромное влияние на последователей.

Почти через 100 лет итальянец Томазо Кампанелла, отбывая 27 летний срок в тюрьме, написал еще одну известнейшую утопию эпохи Возрождения – «Город Солнца» (издана в 1623 году).

Главная причина бед общества для Кампанеллы — социальное неравенство, противостояние богатых и бедных.

Кампанелла вслед за Мором строит свой идеальный город на острове, уделяет внимание его строению, в котором явственно прочитываются астрологические изыскания автора. В рецепте справедливого общества по Кампанелле присутствуют такие компоненты:

  1. упразднена частная собственность;
  2. нет моногамной семьи, ибо она провоцирует стремление человека к частной собственности;
  3. проблема воспроизводства и воспитания детей полностью ложится на плечи государства в соответствии с научными и астрологическими познаниями;
  4. государством управляет каста жрецов (вспомним Платоновских философов-правителей).

«Утопия» Мора и «Город Солнца» Кампанеллы на долгое время задали тон последующим поколениям утопистов. Оба автора заложили набор характерных жанровых особенностей.

  1. Упрощенный взгляд на человека, стирание индивидуальности, единомыслие и единообразие членов утопического общества.
  2. Отсутствует течение времени. Утопия описывает статичный мир «здесь и сейчас» или «там и тогда».
  3. Замкнутость пространства, в утопических моделях нет связи с внешним миром.
  4. Отсутствие конфликта.
  5. Все процессы в обществе регламентированы, все происходит по определенным правилам и образцам.

Утопический социализм

Карл Маркс проводил отчётливую границу между утопическим и научным социализмом. В дальнейшем концепция коммунизма формировалась именно на основании научного социализма, поскольку Маркс не рассматривал утопическую составляющую как нечто, что возможно воплотить в жизнь. Вместе с Фридрихом Энгельсом он критиковал западный идеализм, выдвигая следующие претензии:

  1. Отсутствует реальная основа для того, чтобы построить новое общество. Маркс считал, что нужно не строить с нуля, а преобразовывать то, что есть.
  2. Утописты того времени мечтали об утопии, но не описывали процесс преобразования мира. В рамках марксизма создавался детализированный план достижения цели.
  3. В любой утопической литературе государство представляет собой замкнутую систему, не взаимодействующую с внешним миром. Кроме того, оно существует как бы в замороженном состоянии – не меняется и не развивается.

Понятие «утопический социализм» ввёл Томас Мор. В дальнейшем его развивал Фридрих Энгельс, а позже – Карл Каутский. Интересно, что Каутский считается одним из главных создателей концепции коммунизма наряду с Марксом и Энгельсом, но его фамилия упоминается гораздо реже.

Утопия и научная фантастика

Мнения литературоведов об утопии и научной фантастике разнятся. Одни считают, что они тесно связаны между собой, но относятся к разным жанровым категориям. Другие уверены, что классическая утопия трансформировалась в научную фантастику под гнетом современности.

Ведь многие произведения писателей-фантастов либо представляют собой романы-утопии, либо выполняют их функцию — изображение мира, противоположного нашему. К примеру, «Туманность Андромеды», «Час Быка» Ефремова, а также «Полдень, 22-й век» братьев Стругацких.

А вот во второй половине 80-х годов появляются две антиутопии, которые характеризуют будущее как полную катастрофу. Это «Невозвращенец» Набокова и «Москва-2049» Войнича. При этом сами произведения очень разные. Первая представляет собой мрак и ужас, вторая наполнена безудержной фантазией автора и сатирой. Это подтверждает, что утопия как жанр продолжает жить в литературе.

Утопия и утопизм

Как мы уже выяснили выше, утопия – это идеальное место, которое не существует и не может существовать в действительности. В таком месте общество живёт по идеальным законам, все люди счастливы, здоровы и умны, отсутствуют любые формы неравенства и эксплуатации.

Разумеется, такое общество существовать не может, поскольку нельзя полностью исключить наличие у отдельных индивидуумов стремления к насилию и девиантному поведению. Поэтому утопическая реальность рассматривается исключительно как теоретическая идея – красивая мечта, не осуществимая в действительности.

Утопизм – это более радикальное мировоззрение, подразумевающее реальную веру в то, что идеальное общество может быть создано. Утописты позиционируют утопию как цель, пропагандируют её и призывают к определенным действиям. Если какая-то утопическая идея позиционируется как светлое будущее, которое вот-вот будет построено, это и есть утопизм.

Утопия и христианство

Литераторы считают христианство самой грандиозной утопией. Ведь заповеди Божьи учат нас не воровать, не убивать, не завидовать, уважать близких своих и относиться ко всем как к равным. Если бы все следовали библейским заповедям, это привело бы к образованию идеального общества.

Впрочем, утопические мотивы встречается во всех религиях нашего мира. Кроме этого их можно также найти в мифологии разных народов и даже в сказках, как народных, так и авторских.

Эволюция утопической мысли

Утопии появляются тогда, когда происходит осознание каких-то кризисных состояний общества. Они пытаются преодолеть кризис мечтой.

Заключение

Идея утопии заключается в том, чтобы предложить модель устройства идеального общества. Каждый автор по-своему понимает, что такое утопия и какой она должна быть. Он отражает в ней собственные пожелания, сформировавшиеся под влиянием актуальных проблем.

Однако важно учитывать одно обстоятельство, противоречащее всем утопиям: человечество постоянно развивается и нуждается в развитии. Утопии же всегда представляют собой некое «законсервированное» состояние, пусть и благополучное, но лишенное возможности развития

Это одно из главных препятствий на пути реализации любой утопии.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector