Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Развитие мышления у детей дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
0

Основные особенности развития логического мышления у детей 6 — 7 лет

Основные особенности развития

логического мышления у детей 6 — 7 лет

Дошкольный возраст — важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.

Мышление детей дошкольного возраста развивается в три этапа:

  • Наглядно — действенное (ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) — это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.
  • Наглядно — образное мышление (ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) – этот вид является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.
  • Логическое мышление (ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) — этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.

Возраст от шести до семи лет характеризуется, как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. Возраст 6-7 лет — значимый период детского развития. Это последний год отрезка, где вырабатываются и устанавливаются важные психологические образования, в будущем они станут основой для многих линий формирования важных характеристик ребенка.

В 6-7 лет дошкольники уже способны наблюдать за объектами по собственному желанию, проявляя произвольное внимание. Устойчивость внимания у детей 6-7 лет достигает 25-30 минут, к тому же в этом возрасте дети способны одновременно обращать внимание на 7-8 объектов.

Развитие произвольного внимания влечёт за собой развитие произвольной памяти. Она возникает в то время, когда ребенок хочет что-нибудь вспомнить или запомнить. Любые стремления к запоминанию необходимо поощрять, потому что это развивает такие незаменимые возрастные особенности развития детей 6-7 лет, как мышление, внимание, восприятие и воображение.

Главным в 6-7 лет, как и в предыдущем периоде, является наглядно-образное мышление, но к концу возрастного периода начинает выражаться и логическое мышление. Логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Логическое мышление включает в себя два вида: словесно–логическое и абстракно–логическое.

Развитие логического мышления у детей проходит два этапа. Сначала ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, учится пользоваться ими при решении задач, а далее им познаётся система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений.

Как бы ни хотелось развить у детей логическое мышление в более раннем возрасте, но до старшего дошкольного возраста не стоит торопиться и формировать его у дошкольников искусственно. Если ребенку не дать полностью насладиться игрой с образами, а сразу учить его мыслить логически в период, когда он еще не готов к этому, результат получается прямо противоположный.

Предлагаем ознакомиться:  Кризис 3х лет: как пережить истерики

Предельно схематическое, слабое мышление, формализм и безынициативность встречаются как раз у тех детей, которые прошли серьезную школу «раннего развития», как теперь модно называть механическое обучение малышей. В том возрасте, когда мозг готов оперировать яркими образами, ему подносили сухие схемы, не давая насладиться всем богатством красок, вкусов и запахов этого мира.

Развитие абстрактно-логического мышления одновременно со словесно-логическим даёт детям способность оперировать понятиями и категориями, даёт возможность обобщать и анализировать, учит систематизировать свои знания, помогает выстраивать причинно-следственные связи и т.д.

Дошкольный возраст знаменателен развитием понятия. Дети 6-7 лет уже могут отвлечься от конкретного образа и выделять основные понятия. Ребенок самостоятельно определяет существенные признаки предмета или явления, относит новый предмет к известным ему категориям, и, наоборот, наполняет новую категорию соответствующими понятиями.

Дети способны оценить настоящую величину объекта (десятиэтажный дом на горизонте не кажется им крошечным). У них формируются причинно-следственные связи, общие характеристики явлений и предметов. Они способны производить действия без опоры на образы.

Полностью процесс установления понятийного, словесно-логического и абстрактного мышления заканчивается к подростковому возрасту. Появляется способность решать проблемные ситуации и устанавливать связи между вещами и событиями.

В дошкольном возрасте активизируется функция воображения, сначала возникает воссоздающее, а затем и творческое воображение, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. Возрастные психологические особенности детей 6-7 лет содержат развитие фантазии.

Речь дошкольников в 6-7 лет позволяет мыслить не образами, а понятиями, структурировать и обозначать информацию, полученную с помощью органов чувств. Неустанно развивается грамматический строй речи, связная речь, звуковая сторона речи и лексика. В разговорах детей проявляется богатый словарный запас и обобщения, возникающие в данном возрастном периоде.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения родителей.

У детей 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». Дети стремятся к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

Таким образом, к концу дошкольного возраста, в 6-7 лет, у детей формируется ряд важнейших психических новообразований, существенно изменяющих структуру интеллектуальных процессов и способствующих возникновению элементов логического мышления. Именно возраст 6-7 лет является сензитивным к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности, к дальнейшему развитию логического мышления.

Предлагаем ознакомиться:  Как быстро успокоиться: 8 проверенных способов

Дошкольники с развитым интеллектом, со способностью логически мыслить быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок.

Это умственный труд, труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления, открывающего дверь в мир, который хочется познать. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.

Это утверждение подтверждается тем, что одним из условий формирования логического мышления у дошкольников является учёт особенностей психического развития детей данного возраста. Особенностью же является то, что все психологические новообразования детей указанного периода отличаются незавершённостью.

Это обусловливает особенности их обучения, которое должно сочетать в себе черты игры и направленного обучения, ориентируясь при этом на сложившиеся формы мышления – наглядно-действенное и наглядно-образное развитие новообразований: знаково-символической функции, элементов логического мышления.

Проблема развития детского логического мышления является предметом научного исследования многих психологов и педагогов. Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств.

Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл «информационный взрыв» — знамение нашего времени.

Сегодняшние дети умнее своих предшественников — это признанный всеми факт. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием. Для того, чтобы поддержать эти преобразования в современном мире, дошкольные педагоги должны грамотно управлять процессом формирования основных приемов мышления детей дошкольного возраста.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают развитие логического мышления детей 6-7 лет. Но следует учитывать, что деятельность педагогов в этом направлении должна выстраиваться с научных позиций, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности старших дошкольников, планироваться и организовываться в виде педагогически целесообразной системы работы, должны анализироваться и прогнозироваться способы взаимодействия с детьми, направленные на их дальнейшее интеллектуальное развитие.

Логические блоки Дьенеша отвечают всем вышесказанным требованиям и являются, на наш взгляд, одним из самых эффективных способов развития логического мышления детей 6-7 лет.

Предлагаем ознакомиться:  Рекомендации педагога-психолога родителям детей с ОВЗ | ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб

Игры на развитие наглядного мышления

Игра «Угадай, что тут спрятано?»

Нарисуйте разными цветами силуэты четырёх предметов, слегка накладывая их друг на друга. Изображения нужно распознать, затем называть, а затем – раскрасить. Например, такие силуэты: груша, гриб, цветок, дерево; домик, яблоко, мячик, рыбка.

Игру можно усложнить, если:

  • увеличить количество предметов;
  • нарисовать контур одним цветом;
  • попросить ребёнка перечислить по памяти, какие предметы он нашел.

На Битрейнике есть похожая игра —«Бирюльки».

Игра «Вспомни и сложи картинку»

Эта игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Ребёнку показывают схематичное изображение предмета (например, телевизор, цветок, ёлочка, кровать, стул или другие предметы). Затем картинка убирается, и ребёнка просят по памяти нарисовать увиденное изображение или выложить его из спичек (из палочек).

Игра «Найди меня!»

Эта игра предназначена для детей, которые умеют читать.

Напишите ребёнку слова, в которых буквы расставлены в ином, произвольном порядке, например: качер (речка), кабоса (собака), жолка (ложка) , згла (глаз).

Попросите детей отыскать запрятанные слово. Кто быстрее найдёт, тот и молодец! Для взрослых на Битрейнике развивать мышление поможет тренажёр «Большая рыба».

Задания на развитие наглядно-образного мышления предполагают мыслительные операции, которые опираются на представление. Поэтому нужно стараться формировать у детей умение визуализировать, создавать в голове разные образы.

Задание

На листе бумаги нарисуйте четыре – восемь квадратов, внутри каждого из них поместите схематическую картинку, например такие:

  1. маленький круг внутри большого круга;
  2. полукруг, расположенный выпуклой стороной вверх;
  3. круг с вертикальной линией, отходящей вниз;
  4. две перекрещенные линии;
  5. два круга, соединенные горизонтальной линией;
  6. извилистую линию.

Попросите ребёнка дать по каждой из картинок максимальное количество ответов, на что это похоже. Чем больше ответов, тем они оригинальные – тем лучше. Можно соревноваться.

Игра «Угадай, что это»

Опишите любое растение (животное, предмет), знакомое ребёнку, и попросите угадать, что или кто это. Например:

  • большой, косолапый, неуклюжий, любит мёд (медведь);
  • длинная, плоская, ровная, с делениями (линейка);
  • железная, с длинной ручкой и зубчиками (вилка);
  • большое, сладкое, сочное, растёт на дереве (яблоко).

На сегодняшний день достаточно несложно подобрать разнообразные, подходящие для возраста и уровня развития ребёнка игры на развитие наглядного мышления. Нужно просто понимать важность таких занятий и уделять им достаточно внимания.

И наконец тренировка мышления, памяти, внимания и восприятия будет полезна в любом возрасте. Уделите 10-15 минут в день развивающим играм и результат не заставит себя долго ждать

И наконец тренировка мышления, памяти, внимания и восприятия будет полезна в любом возрасте. Уделите 10-15 минут в день развивающим онлайн играм и результат не заставит себя долго ждать.

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector