Профилактика ухудшения памяти у пожилых людей

Профилактика ухудшения памяти у пожилых людей

Профилактика ухудшения памяти у пожилых людей
СОДЕРЖАНИЕ
0

Витамины, улучшающие память

Говоря о том, какие существуют витамины, улучшающие память, прежде всего, необходимо отметить, что первоочередная роль в обеспечении оптимизации процессов нормальной мозговой деятельности отведена витаминам группы В.

Витамин В1, известный еще под другим своим названием – тиамин, принимает активное участие в развитии познавательных процессов, а также способности к запоминанию большого количества информации. Недостаток витамина В1 приводит к тому что в организме в чрезмерном количестве накапливается мочевая кислота, и вследствие этого ухудшается функционирование головного мозга.

Витамин В3 называемый еще никотиновой кислотой способствует улучшению памяти и мозговой активности, принимает участие в выработке энергии в нервных клетках. В большом количестве никотиновая кислота содержится в бобовых, в крупе гречневой, дрожжах, в яичных желтках, зеленых овощах, мясе и рыбе. Этот витамин способен сохранятся даже в молоке, которое было сварено.

Витамин В5 – пантотенат кальция выступает в качестве стимулятора процессов долговременной памяти. Также он участвует в передаче импульсов между нейронами. В организм витамин В5 поступает вместе с горохом, гречкой, икрой, капустой, лесными орехами, яйцами. После термальной обработки эффективность его сокращается почти вдвое.

Витамин В9 известный как фолиевая кислота играет свою роль для скорости мыслительных процессов и обеспечения качественного запоминания информации. В9 вырабатывается самим организмом. Богаты фолиевой кислотой абрикосы, бананы, бобовые, грибы, капуста, красное мясо, крупы, морковка, сыры, тыква, финики.

Перечисляя витамины, улучшающие память, отметим, что еще один компонент помогающий и укрепить память, и улучшить внимание представляет собой аскорбиновая кислота, как по другому называют витамин С. Он обладает антиоксидантными свойствами, которые предотвращают психическое и физическое перенапряжение организма.

Витамин D или кальциферол способствует планомерной обработке воспоминаний о недавно произошедших событиях и усвоенной информации. Поставщиками витамина являются яичный желток, петрушка, сливочное масло, тунец.

Токоферол ацетат — витамин Е отвечает за способность восприятия и запоминания информации, он также способствует выведению токсинов, укреплению сосудов и поддержанию нормального функционирования мозга. Много этого витамина в бобовых, в молочных продуктах, овсяной крупе, печени, в семечках, яйцах.

Как улучшить память народными средствами?

Ниже приведем некоторые рецепты и рассмотрим практические рекомендации народной медицины, как улучшить память народными средствами.

Улучшения памяти можно достичь благодаря применению настойки клевера. Прежде всего, необходимо собрать половину литровой банки клеверных головок, которые заливаются водкой в количестве 0.5 л. Далее банка закрывается и оставляется настаиваться в темном месте.

В течение двух недель содержимое нужно каждый день взбалтывать. По прошествии этого срока настой нужно перелить в бутылку темного стекла. Принимать три недели одну столовую ложку в день после обеда или перед отходом ко сну. После трехнедельного приема настойки следует сделать перерыв три недели.

Память способна улучшиться с применением нестойки корня девясила. Корень девясила, разломанный на кусочки, в количестве одной столовой ложки заливается 0.5 л. водки и настаивается в течение 30 дней в месте, защищенном от проникновения света. Весь этот период настой нужно время от времени взбалтывать.

Для улучшения памяти можно использовать средство из коры красной рябины. 1 ст. ложка коры на 250 мл воды кипятится в течение 10-и минут, после чего отвар должен настояться в термосе 6 часов и процеживается. Принимать месяц по столовой ложке три раза в день.

Чтобы улучшить память существует рецепт специального травяного сбора. Измельченные сухие листья брусники и малины по 3 ст. ложки каждых тщательно перемешать с 4 ст. ложками листьев бадана и 1 ст. ложкой душицы. Прокипятив 1 ст. ложку полученной смеси в полулитре воды 10 минут, необходимо дать настояться в течение 2 часов. Принимать 2 раза в день 3-4 недели, по два курса в год.

Настой из мяты с шалфеем для улучшения памяти приготавливается следующим образом. Сухие измельченные листья каждого из растений смешиваются в равном количестве – по одной ст. ложке, помещаются в термос с добавлением 2 стаканов кипятка и оставляются на ночь.

Как улучшить память у ребенка?

Существует ряд практических рекомендаций для педагогов и мам относительно того как улучшить память у ребенка. Ниже приведем некоторые из них.

Человеческий мозг, а в особенности мозг ребенка, обладает чрезвычайно развитой способностью к адаптации и способен изменяться в соответствии с условиями окружающей среды. Такая особенность имеет название – нейропластичность, и ее использование в улучшении памяти у детей может привести к отличным результатам.

Память лучше всего тренируется, когда ребенок обучается чему-нибудь новому, приобретает способности выполнения той деятельности, с которой прежде не соприкасался. Поэтому у тех детей, которым прививаются разносторонние интересы, а не только занятия исключительно, скажем, одной только музыкой, танцами или изобразительным искусством, способности к запоминанию новой информации оказываются выше. У детей должно быть множество увлечений, и пусть одно приходит на смену другому.

Как улучшить память у ребенка? Лучше всего это делать в форме игры, вызвать и подогревать его интерес к соответствующим развивающим упражнениям. Важным моментом здесь является убедить ребенка, что встреча с чем-то новым вовсе не означает, что это новое – трудно, но то, что это в первую очередь – интересно!

Можно использовать методику визуальных образов, в которой от малыша требуется сопоставить слово с каким-либо предметом, человеком, явлением, тем, что хорошо ему известны. Ребенок может назвать в качестве ассоциации, например, любимого персонажа из детских книг или мультфильмов.

Применения метода локусов заключается в том, что ваше чадо, чтобы лучше, должно в уме расположить, каждый объект из той совокупности, что надо запомнить, на знакомых местах. Для примера – чтобы лучше выучить и запомнить название континентов, пусть кровать станет Евразией, письменный стол – Американским материком и т. д.

Для того чтобы в памяти ребенка лучше сохранился отрывок из книги или стихотворение нужно чтобы он вначале твердо выучил первые его заглавные буквы. И потом на основе полученной аббревиатуры ему будет проще вспоминать смысл того о чем говорится в каждой строке или предложении. Данный метод называется – Акростих.

Помимо приведенных умственных упражнений немаловажной представляется также физическая активность ребенка. Подвижные игры, занятия спортом способствуют притоку крови насыщенной кислородом в сосуды питающие головной мозг, что приводит к активизации его интеллектуальной деятельности.

Какие продукты улучшают память?

Итак, наше рассмотрение того какие же существуют продукты, улучшающие память начнем с брокколи и шпината. Витамин К, содержащийся в них в способствует улучшению интеллектуальных способностей человека и усиливает память.

Далее, масло грецких орехов и рыба жирных сортов обладают содержанием ряда кислот необходимых для нормального функционирования нервной системы. Наличие в рыбе большого количества йода способствует сохранению ясности рассудка и хорошей памяти в пожилом возрасте.

Предлагаем ознакомиться:  Бывший ревнует: к новому, бывшую жену, причины и как справиться

Мед. Нельзя не согласиться с тем утверждением, что мед – это самое настоящее жидкое золото для ума. Помимо того что он оказывает отличное успокоительное действие на нервную систему, и обладает противовоспалительными свойствами, он также является замечательным средством усиления памяти.

В силу того что в орехах имеется присутствие витамина Е, они способны снижать интенсивность процессов приводящих к ослаблению памяти. Подобным действием обладают также семечки подсолнечника, овощи, в особенности зеленые, яйца, и цельно-зерновые, такие как крупа, пшеничные отруби и ростки пшеницы.

Польза для улучшения мозговой деятельности от употребления в пищу томатов состоит в том, что они богаты содержанием ликопена, который отличается выраженными антиоксидантными свойствами и способствует очищению организма от радикалов вызывающих тенденцию к развитию слабоумия.

Розмарин характеризуется тем, что по причине наличия в этой ароматной траве карнозиновой кислоты она стимулирует расширение церебральных тканей, что способствует лучшему запоминанию информации.

Пригоршня тыквенных семечек – это эквивалент суточной нормы цинка для человеческого организма, необходимого для улучшения процессов памяти и мышления. Помимо этого семечки тыквы представляют собой отличное средство для снижения утомляемости.

Хорошими стимулирующими свойствами для умственной деятельности обладают ягоды черники. Они также способны помочь от временной потери памяти.

Настоящий естественный кладезь витамина С, помогающего сохранять ясность и живость ума, представляет собой черная смородина.

В продукты, улучшающие память входит также шалфей. Его рекомендуется употреблять для стимулирования и улучшения процессов фиксации в памяти новой информации.

Молекулярные механизмы пластичности нервной системы

Пластичность нервной системы определяется как способность нейронов воспринимать сигналы внешней среды, изменяющие жесткий детерминизм генома. Пластичность подразумевает возможность изменения функциональной программы взаимодействия нейронов в ответ на изменения внешней среды.

Молекулярные механизмы пластичности многообразны. Рассмотрим основные из них на примере глутаматергической системы. В глутаматергическом синапсе одновременно обнаруживаются различные по свойствам рецепторы — как ионотропные, так и метаботропные. Высвобождение глутамата в синаптическую щель в процессе возбуждения приводит к активации каинатных и АМРА-активируемых ионотропных рецепторов, вызывающих деполяризацию постсинаптической мембраны.

При величине трансмембранного потенциала, соответствующей величине потенциала покоя, NМDА-рецепторы не активируются глутаматом вследствие того, что их ионные каналы блокированы. По этой причине NМDА-рецепторы не имеют шанса для первоочередной активации.

Активация ЫNМDА-рецепторов вызывает вход кальция в постсинаптическую зону через ионный канал, принадлежащий молекуле NМDА-рецептора. Вход кальция наблюдается также и через потенциалзависимые Са-каналы, активируемые вследствие работы каинатных и АМРА-глутаматных рецепторов.

В результате совокупности этих процессов в примембранных областях постсинаптической зоны увеличивается содержание ионов кальция. Этот сигнал слишком слаб, чтобы изменить активность многочисленных ферментов, чувствительных к ионам кальция, но достаточно значителен, чтобы активировать примембранную фосфолипазу С, субстратом которой является фосфоинозит, и вызвать накопление инозитолфосфатов и активацию инозитол-3-фосфатзависимого высвобождения кальция из эндоплазматического ретикулума.

Таким образом, активация ионотропных рецепторов не только вызывает в постсинаптической зоне деполяризацию мембраны, но и создает условия для существенного повышения концентрации ионизированного кальция. Тем временем глутамат активирует в синаптической области и метаботропные рецепторы.

В результате возникает возможность приводить в действие соответствующие G-белки, «привязанные» к различным эффекторным системам. Могут активироваться киназы, фосфорилирующие разнообразные мишени, в том числе и ионотропные рецепторы, что модифицирует активность канальных структур этих образований.

Более того, на пресинаптической мембране также локализованы глутаматные рецепторы, которые тоже имеют шанс взаимодействовать с глутаматом. Метаботропные рецепторы этой области синапса связаны с активацией системы удаления глутамата из синаптической щели, работающей по принципу обратного захвата глутамата. Этот процесс зависит от активности Nа-насоса, поскольку является вторичноактивным транспортом.

Активация имеющихся на пресинаптической мембране NМDА-рецепторов также вызывает повышение уровня ионизированного кальция в пресинаптической области синаптического окончания. Накопление ионов кальция синхронизует слияние синаптических везикул с мембраной, ускоряя высвобождение медиатора в синаптическую щель.

Когда в синапс приходит серия возбуждающих импульсов и общая концентрация свободных ионов кальция оказывается стойко повышенной, может наблюдаться активация Са-зависимой протеиназы кальпаина, который расщепляет один из структурных белков фодрин, маскирующий глутаматные рецепторы и предотвращающий их взаимодействие с глутаматом.

Таким образом, высвобождение медиатора в синаптическую щель при возбуждении предоставляет разнообразные возможности, реализация которых может привести к усилению или торможению сигнала, или к его выбраковке: синапс работает по многовариантному принципу, и реализуемый в каждый момент путь зависит от множества разнообразных факторов.

В числе этих возможностей — самонастройка синапса на наилучшую передачу сигнала, который оказался усиленным. Такой процесс носит название долговременной потенциации (Longterm potentiation, LTP). Он заключается в том, что при длительном высокочастотном раздражении ответы нервной клетки на приходящие импульсы оказываются усиленными.

Это явление представляет собой одну из сторон пластичности, в основе которой лежит молекулярная память нейрональной клетки. Период долговременной потенциации сопровождается повышенным фосфорилированием определенных нейрональных белков специфическими протеинкиназами.

Одним из результатов увеличения уровня ионов кальция в клетке является активация Са-зависимых ферментов (кальпаина, фосфолипаз, Са-кальмодулинзависимых протеинкиназ). Некоторые из этих ферментов имеют отношение к образованию активных форм кислорода и азота (НАДФН-оксидаза, NO-синтаза и др.).

Важным, но не единственным результатом накопления свободных радикалов в нейрональной клетке является активация так называемых генов раннего ответа. Этот процесс является наиболее ранним и скоропреходящим ответом клеточного ядра на сигнал свободных радикалов, активация этих генов наступает через 5-10 мин и продолжается несколько часов.

Активация генов немедленного ответа происходит при участии ядерного фактора NF-кВ, который должен ДЛЯ реализации своего действия проникнуть в ядро через ядерную мембрану. Его проникновению препятствует то обстоятельство, что этот фактор, представляющий собою димер из двух белков (р50 и р65), в цитоплазме находится в комплексе с белковым ингибитором и не способен проникать в ядро.

Ингибиторный белок является субстратом для фосфорилирования специфической протеинкиназой, после чего диссоциирует от комплекса, что открывает дорогу для NF-кВ В ядро. Активирующим кофактором протеинкиназы является пероксид водорода, поэтому волна свободных радикалов, захватывая клетку, вызывает ряд описанных выше процессов, приводящих к активации генов раннего ответа.

Активация c-fos может также вызывать синтез нейротрофинов и образование нейритов и новых синапсов. Долговременная потенциация, вызываемая высокочастотной стимуляцией гиппокампа, приводит к активации zif/268, кодирующего Zn-чувствительный ДНК-связывающий белок. Антагонисты NMDA-рецепторов блокируют долговременную потенциацию и актвиацию zif/268.

Одним из первых, кто предпринял в 1949 г. попытку разобраться в механизме анализа информации в мозге и выработать стратегию поведения, был С. О. Хебб. Он высказал мысль о том, что для выполнения этих задач в мозге должна образовываться функциональная ассоциация нейронов — локальная межнейронная сеть.

Предлагаем ознакомиться:  Как ревнует мужчина скорпион признаки — Отношения

Уточнил и углубил эти представления М. Розенблат (1961), сформулировавший гипотезу «Unsupervised correlation base learning». Согласно развиваемым им представлениям, в случае генерации серии разрядов нейроны могут синхронизироваться за счет ассоциации определенных (зачастую морфологически удаленных друг от друга) клеток путем самонастраивания.

Современная нейрохимия подтверждает возможность такой самонастройки нейронов на общую частоту, объясняя функциональное значение серий возбуждающих «разрядов» для .создания межнейронных цепей. Использовав аналог глутамата с флуоресцентной меткой и вооружившись современной техникой, удалось показать, что даже при стимуляции одного синапса возбуждение может распространяться и на достаточно удаленные синаптические структуры за счет образования так называемой глутаматной волны.

Кроме глутаматергической системы, имеющей прямое отношение к процессам обучения (запоминания), другие системы мозга также участвуют в формировании памяти. Известно, что способность к обучению обнаруживает положительную корреляцию с активностью холинацетил-трансферазы и отрицательную — с ферментом, гидролизующим этот медиатор — ацетилхолинэстеразой.

В формировании памяти принимают участие и биогенные амины — норадреналин и серотонин. При выработке условных рефлексов с отрицательным (электроболевым) подкреплением происходит активация норадренергической системы, а при положительном (пищевом) подкреплении скорость метаболизма норадреналина снижается.

Серотонин, напротив, облегчает выработку навыков в условиях положительного подкрепления и отрицательно воздействует на формирование оборонительной реакции. Таким образом, в процессе консолидации памяти серотонинергическая и норадреналинергическая системы являются своего рода антагонистами, и нарушения, вызываемые избыточным накоплением серотонина, по-видимому, могут быть компенсированы активацией норадренергической системы.

Участие дофамина в регуляции процессов памяти имеет многофакторную природу. С одной стороны, выявлено, что он может стимулировать выработку условных рефлексов с отрицательным подкреплением. С другой стороны, он снижает фосфорилирование нейрональных белков (например, белка В-50) и индуцирует обмен фосфоинозитцдов. Можно полагать, что дофаминергическая система участвует в консолидации памяти.

Нейропептиды, выделяющиеся в синапсе в процессе возбуждения, также вовлекаются в процессы формирования памяти. Вазоактивный интестинальный пептид увеличивает сродство холинорецепторов к медиатору в несколько тысяч раз, способствуя функционированию холинергической системы.

Гормон вазопрессин, выделяющийся из задней доли гипофиза, синтезируемый в супраоптических ядрах гипоталамуса, аксональным током переносится в заднюю долю гипофиза, где хранится в синаптических везикулах, и оттуда выделяется в кровь. Этот гормон, а также гипофизарный адренокортикотропный гормон (АКТГ) постоянно функционируют в мозге в качестве регуляторов процессов памяти.

Непептидные стимуляторы памяти практически неизвестны. Исключение составляют оротат и широко применяющийся в клинике пирацетам. Последний представляет собой химический аналог гамма-аминомасляной кислоты и относится к группе так называемых ноотропных препаратов, одним из эффектов которых является усиление мозгового кровообращения.

С изучением роли оротата в механизмах закрепления памяти связана интрига, волновавшая умы нейрохимиков во второй половине XX в. История началась с опытов Дж. Мак-Коннела по выработке у примитивных плоских червей планарий условного рефлекса на свет. После создания устойчивого рефлекса он разрезал планарий поперек на две части и проверял обучаемость тому же рефлексу у животных, регенерировавших из обеих половинок.

Сюрпризом было то, что не только особи, получившиеся из головной части, обладали повышенной обучаемостью, но и те, что регенерировали из хвоста, обучались гораздо быстрее, чем контрольные особи. Для обучения тех и других требовалось в 3 раза меньше времени, чем для особей, регенерируемых от контрольных животных.

Воспроизведение результатов Мак-Коннела на других объектах встретило ряд трудностей, вследствие чего ученого объявили шарлатаном, а статьи его перестали принимать для публикации во всех научных журналах. Разгневанный автор основал собственный журнал, где публиковал не только результаты последующих экспериментов, но также и шаржи на своих рецензентов и пространные описания экспериментов, проводимых им в ответ на критические замечания.

Обращает на себя внимание тот факт, что в тканях «обученных» планарий обнаруживается повышенное содержание оротовой кислоты, которая является метаболитом, необходимым для синтеза РНК Результаты, полученные Мак-Коннелом, можно трактовать следующим образом: условия для более быстрого обучения создает повышенное содержание оротата у «обученных» планарий.

С другой стороны, оказалось, что когда регенерация планарий осуществляется в присутствии РНКазы, повышенную обучаемость демонстрируют только особи, полученные от головного фрагмента. Независимые эксперименты, проведенные в конце XX в. Г. Унгара, позволили выделить из мозга животных, обладающих рефлексом избегания темноты, 15-членный пептид, получивший название скотофобин (индуктор боязни темноты).

В 2005 г. исполнилось 80 лет со дня рождения Мак-Коннела, опыты которого положили начало исследованию молекулярных носителей памяти. На рубеже XX и XXI вв. появились новые методы геномики и протеомики, использование которых позволило выявить вовлечение низкомолекулярных фрагментов транспортных РНК в процессы консолидации.

Новые факты дают возможность пересмотреть и концепцию о неучастии ДНК в механизмах долговременной памяти. Обнаружение в ткани мозга РНК-зависимой ДНК-полимеразы и наличие положительной корреляции ее активности с обучаемостью указывают на возможность участия ДНК в процессах формирования памяти.

Обнаружилось, что выработка пищевых условных рефлексов резко активирует определенные участки (гены, ответственные за синтез специфических белков) ДНК в неокортексе. При этом отмечается, что активация ДНК затрагивает главным образом участки, редко повторяемые в геноме, и наблюдается не только в ядерной, но и в митохондриальной ДНК, причем в последней — в большей степени. Факторы, подавляющие память, одновременно подавляют и эти синтетические процессы.

Некоторые стимуляторы запоминания (по: Ашмарин, Стукалов, 1996)

В таблице  приведены примеры соединений, стимулирующих запоминание.

Возможно, что исследование участия ДНК в процессах формирования памяти позволит дать обоснованный ответ на вопрос, существуют ли условия, при которых сформированные навыки или возникшие впечатления могут быть наследуемы. Возможно, что генетическая память о давних событиях, пережитых предками, лежит в основе некоторых необъяснимых пока явлений психики.

Необходимость специального ухода

Для больного человека очень важно быть нужным для самых близких людей. Получить навыки ухода за престарелыми больными можно благодаря специализированным центрам, хосписам.

Специальный уход

Лечение проводится амбулаторно на дому или в госпитальных условиях. Госпитализация показана при серьезных нарушениях здоровья. В условиях стационара состояние больного стабилизируют, отправляют домой с рекомендациями.

Важно обеспечить круглосуточный уход, не оставлять старого человека одного, помогать осуществлять советы врачей. При необходимости нанимают сиделку. Если больной в удовлетворительном клиническом состоянии, важно обеспечить ему благоприятные условия для восстановления:

  1. создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу в семье;
  2. соблюдать охранительный режим;
  3. контролировать качество ночного сна не менее 10 часов и дневного сна не менее 1,5-2 часов;
  4. постепенно вовлекать в ежедневные бытовые дела, давать посильные поручения;
  5. ограничить или полностью исключить алкоголь, табакокурение;
  6. следить за режимом приема лекарственных препаратов согласно условиям комплексной терапии.

При сохранении подвижности показаны ежедневные пешие прогулки в сопровождении. Если человек лежачий важно соблюдать следующие условия реабилитации:

  1. регулярно проветривать комнату, делать влажную уборку;
  2. осуществлять массаж не реже 2 раз в день для профилактики пролежней;
  3. подмывать и осуществлять туалет половых органов (для удобства можно использовать гигиенические впитывающие трусы);
  4. обеспечивать полноценное питание несколько раз в сутки свежеприготовленной пищей;
  5. давать поддерживающие препараты;
  6. регулярно менять постельное белье;
  7. следить за температурой тела, самочувствием.
Предлагаем ознакомиться:  Онлайн гадание на картах Таро мужчину бесплатно

Уход за больным с тяжелой формой деменции и при отягчающей истории болезни требует особых навыков, доброжелательности. Чтобы помогать близкому, можно обратиться в центр реабилитации больных с неврологическими расстройствами для получения навыков по уходу за тяжелобольными людьми.

Специалисты рекомендуют продолжать лечение именно в домашних условиях, чтобы исключить дополнительные стрессовые факторы. Так, старый человек, попадая в незнакомые условия (стационар, дома престарелых) испытывает стресс, сложнее адаптируется к новым условиям, нередко тяжело переносит разлуку с близкими людьми.

Препараты, улучшающие память

Препараты, улучшающие память по своему действию отличаются тем, что прежде всего производят благотворный эффект в виде улучшения и подкрепления умственной деятельности в целом, что в свою очередь способствует активизации процессов запоминания информации.

Таблетки Аминалон обеспечивают оптимизацию всех процессов происходящих в головном мозге, их применение приводит к улучшению памяти, стимулирует мышление и производит психостимулирующий эффект. Препарат входит в перечень средств помогающих восстановить речь после того как имело место острое нарушение кровообращения в мозге. Педиатры назначают Аминалон детям, отстающим в умственном развитии.

Витрум мемори, выпускаемый в форме таблеток помогает бороться с ухудшением памяти и внимания, он целесообразен при снижении мыслительных способностей, нарушениях речи, ослаблении зрения. Вследствие применения препарата обеспечивается улучшение поступления в клетки мозга глюкозы и кислорода, оптимизируется состав крови, и происходит нормализация обменных процессов.

Глицин имеет вид таблеток, которые необходимо класть под язык и держать там пока таблетка полностью не рассосется. Препарат принимает участие в регуляции обмена веществ, способствует повышению активности мозговой деятельности, помогает снять напряжение, обеспечивает восстановление и нормализацию здорового сна. Особенностью является то, что применение Глицина допускается женщинам во время беременности, а также грудным младенцам.

Интелан, в капсулах или имеющий вид сиропа, обладая стимулирующими свойствами для мозговой активности, имеет показаниями к применению ухудшение памяти и нарушение концентрации внимания, шум в ушах, головокружения, депрессивное состояние, нервное напряжение вследствие перенесенных стрессовых ситуаций.

Рассматривая препараты, улучшающие память, назовем также Пирацетам. Препарат выпускается как 20-процентный раствор ампулах по 5 мл. Также он может быть представлен в виде гранул, таблеток и капсул. Благодаря приему Пирацетама происходит оптимизация кровоснабжения сосудов головного мозга, улучшаются процессы обмена, у организма увеличиваются энергетические запасы.

trusted-source3], [4], [5], [6]

Рекомендации по профилактике снижения памяти

Тренировка. Ежедневное чтение, решение кроссвордов, упражнения на концентрацию внимания, запоминание помогают сохранять память. Хорошо стимулируют работу головного мозга непривычные действия (например, письмо другой рукой), выработка новых навыков.

Помощь в запоминании. Для этого можно использовать списки, короткие заметки, доски с напоминаниями, календари. При выполнении привычных действий нужно соблюдать одинаковые последовательности (например, по очереди проверять, выключен ли газ, вода, телевизор при выходе из квартиры).

Техники релаксации. Рассеянность, дезориентация могут усиливаться, если человек напряжен, когда он нервничает. С таким состоянием помогает справиться расслабление. Нужно уметь успокаиваться, брать паузу. Можно делать несколько глубоких вдохов и выдохов, временно переключать внимание на что-то другое, отвлекаться от проблемы.

Ежедневные прогулки. Дают новые впечатления, что стимулирует работу головного мозга, помогают сохранять ориентацию в пространстве. Насыщение крови кислородом улучшает работу нейронов и помогает сохранять память, быстроту мышления, способность к концентрации.

Новые интересы. Увлечения, хобби помогают сохранять активность, вызывают эмоциональный отклик, обеспечивают регулярную деятельность, стимулирующую работу головного мозга.

Мелкая моторика – вязание, вышивание, конструкторы, другие мелкие работы, требующие слаженной работы пальцев рук. Помогут поддерживать мозг в рабочем состоянии, а также разнообразят повседневную жизнь пациента с деменцией.

Организация быта. Телефон, ключи, кошелек нужно держать в одном и том же месте, чтобы их можно было легко найти. Документы лучше хранить в прозрачных папках, сортировать их по назначению: «Квартира», «Медицина», «Инструкции». Желательно установить на видном месте доску для напоминаний или повесить календарь: это поможет не забывать о планах, важных датах.

Многим пожилым людям удобно пользоваться ежедневниками или блокнотами. Если человек самостоятельно готовит, стоит завести кухонный таймер: это поможет не забыть о кастрюле на плите. Замки на входной двери должны отпираться снаружи. Использовать задвижки, щеколды, захлопывающиеся запоры нежелательно.

Факторы потери памяти

Есть группа причин и ситуаций, которые ускоряют снижение памяти, ослабляют ее. Ограничив их влияние, можно избежать нарушений когнитивных функций.

Стресс. Негативно влияет не только на работу головного мозга: он в целом истощает организм, ухудшает состояние здоровья. Если человек долго находится в стрессовой ситуации, когнитивные функции могут постепенно слабеть. Сильное стрессовое воздействие (травма, эмоциональное переживание, потеря близкого человека) может провоцировать частичную или полную амнезию.

При стрессе крайне важна помощь психотерапевта. Он поможет пережить тяжелую ситуацию, а также изменить к ней отношение. Так, человек не останется один на один со своими негативными и разрушительными эмоциями, а влияние стресса на память будет минимальным.

Нарушения сна. Для нормальной работы головного мозга нужно не меньше шести часов сна в сутки. С возрастом эта потребность увеличивается, и стоит вводить дополнительный дневной сон. Бессонница, нарушения сна, его низкое качество ухудшает состояние здоровья, негативно влияет на когнитивные функции, может провоцировать снижение памяти.

Депрессия и другие психические расстройства. Могут возникать при выходе на пенсию, при смене образа жизни, после травм, в связи с тяжелыми заболеваниями. На их фоне человек становится рассеянным, снижается активность, ухудшается способность к самоорганизации.

Общие заболевания. При некоторых системных, инфекционных заболеваниях снижение памяти происходит на фоне общего ухудшения состояния здоровья. Для профилактики таких состояний важна регулярная диспансеризация, наблюдение у врачей-специалистов.

Неправильный рацион. Может провоцировать дефицит витаминов, питательных веществ. Для поддержания нормальной работы головного мозга важен витамин B12, который можно принимать в виде пищевой добавки. Для пожилых людей рекомендована специальная диета: с ограничением калорийности и повышенным содержанием витаминов, минералов, питательных веществ в продуктах.

Прием некоторых медикаментов. Увеличение забывчивости, рассеянности могут провоцировать некоторые антидепрессанты, анальгетики, снотворные, седативные, противоаллергические препараты. Врачи медцентра «Панацея» рекомендуют дополнительно консультироваться с геронтологом для коррекции назначенной медикаментозной терапии.

https://www.youtube.com/watch?v=pzh6dfplg-U

Алкоголизм. Употребление алкоголя может провоцировать проблемы с памятью и у молодых людей. В пожилом возрасте оно становится особенно опасным: организм тяжелее переносит интоксикацию, клетки и ткани головного мозга быстрее повреждаются, и это провоцирует потерю памяти, снижение концентрации, нарушение других когнитивных функций.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector