Понятие о коллективе. Взаимодействие коллектива и личности

Понятие о коллективе. Взаимодействие коллектива и личности

Понятие о коллективе. Взаимодействие коллектива и личности
СОДЕРЖАНИЕ
0

Психология на работе: налаживание отношений начальник — подчиненный

Эффективность и удовлетворенность работой как начальника, так и подчиненного напрямую зависят от того насколько налажены их отношения друг с  другом. Под отношениями будем подразумевать коммуникативный процесс, общение, обмен информацией.

Деловое общение – это формальные отношения в рамках профессиональной деятельности, но несмотря на это люди остаются людьми, даже будучи на работе.

Включение в общение руководителя — сотрудника психологического элемента, учитывающего не только хладнокровную логику, но и эмоциональную составляющую, значительно повышает эффективность работы, устраняет помехи во взаимопонимании, стимулирует работу подчиненных и даже дает возможность оказывать влияние на руководителя.

Чаще всего сотрудники вспоминают об эмоциях, когда это касается их личных переживаний, забывая о способности чувствовать руководителя, например, чтобы отпроситься  с работы, не выполнять задание или оправдать свои промахи.

Руководители же вспоминают о способности подчиненного чувствовать, когда нужно подчеркнуть, преувеличить негативные личностные качества сотрудника или хотят самоутвердиться, пользуясь, злоупотребляя управленческим статусом.

 И как результат — эффективность работы не меняется в лучшую сторону. Что делать?..

Намного результативнее помнить о внутреннем мире другого человека с целью добиться своих же целей, причем со знаком плюс (стратегия достижения успеха, а не избегания неудач). Другими словами, чтобы повысить эффективность работы (что нужно руководителю) или увеличить оплату труда, наладить отношения с начальством, добиться продвижения по карьерной лестнице (потенциальная цель сотрудников).

Пределом мечтания как руководства, так и подчиненных НЕ является работать меньше, и получать больше. То время, что люди не работают, они на что-то тратят, или хотели бы потратить, и деньги – всего лишь средство достижения других целей, не важно, насколько они сознательно выбраны.

Зрелой личности, разобравшейся в своих потребностях, доставляет больше радости, интереснее не бесцельные развлечения или общение только чтобы скоротать время или избавиться от скуки, а деятельность, а причем такая, которая отвечает ее личным мотивам (см. далее), при этом она видит результат, ценность своей работы.

Мотивы как способ стимулирования труда.

  1. Потребность в общении (быть частью коллектива);
  2. Самоутверждение (карьерный рост);
  3. Самостоятельность (быть начальником самому себе);
  4. Стабильность (надежность, уверенность в будущем);
  5. Рост как профессионала (любознательность, интерес именно к этой деятельности);
  6. Справедливость (потребность в поощрении за хорошо проделанную работу);
  7. Потребность быть лучше (соревновательность).

“Дайте человеку то, что он хочет, чтобы он захотел дать вам то, чего хотите вы”. Единственное, если вашим ведущим мотивом является, например, стабильность, вовсе не обязательно, что у вашего руководителя или подчиненного она также на первом месте.

Например, Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера) или Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной позволяет выявить направленность личности, которая может им самим даже не до конца осознаваться и “подобрать ключик” к человеку.

Налаживает отношения начальник подчиненный понимание того, чем именно в первую очередь удовлетворен другой человек (или в наименьшей степени). Отбросим, на какое то время, финансовую сторону.

В статье “Психология богатства и бедности.

Сколько денег нужно для счастья?” уже упоминалось какие скрытые, бессознательные или плохо осознаваемые мотивы могут толкать человека к обогащению ради обогащения, власти ради власти, иначе, к зависимости от денег.  

Работа должна стать не просто местом, куда человек ходит, чтобы получить гарантированную зарплату, а чем-то большим. В противном случае понадобится просто космическая сумма  и даже она, вполне возможно, не  будет отвечать главным мотивам человека.

Сейчас речь не идет о накоплении крупной суммы за короткий срок с дальнейшим увольнением (дауншифтинг, например).

Работа делает человека счастливым, если он может на ней раскрывать свой потенциал, приложить свои способности, видеть свой профессиональный рост, результативность труда, чувствовать себя компетентным, ценным, нужным.

Поэтому в интересах, как руководителя, так и начальника знать о ведущих мотивах друг друга, иметь представление насколько они удовлетворены, и подчеркивать, как успех работы способствует достижению личных целей человека.

В данной ситуации у руководителя больше возможностей, ему легче выявить ведущую потребность сотрудника, и сделать упор в работе на важные для сотрудника мотивы.

Когда вам приходится общаться с начальником, следует помнить, что он такой же человек, и его статус, полномочия и обязанности не лишают его простых человеческих черт, личностных свойств.

Вовсе не обязательно напрашиваться в друзья к руководству.

Но видеть под маской руководителя человека, знать его ценности (именно знать, а не предполагать исходя из своих) – обязательно для налаживания отношений и комфортного общения.

Поэтому в общении должна присутствовать обратная связь. К примеру, если вы как начальник объясняете одному из подчиненных, как нужно изменить работу, это только начало передачи информации.

Чтобы общение стало эффективным, ваш сотрудник должен сообщить вам, своими словами, как он понимает задание и ваши ожидания в отношении результатов его деятельности. Обмен информацией происходит только в том случае, когда одна сторона дает информацию, а другая принимает ее.

В случае если вам что-то не понятно или объективно не устраивает в поведении руководителя, следует сказать об этом, делая упор на ожидаемый им успешный результат. Вы имеете право всегда самостоятельно давать оценку своего состояния во время общения с руководителем.

Главное, чтобы ваши слова не звучали как оправдание не желания выполнять задание или критика поведения руководителя.

Предлагаем ознакомиться:  Нервная система: укрепление нервов и восстановление психики

psycabi.net

Свободолюбивый стиль коммуникации

Этот тип людей не хочет быть связанным никакими условностями. Это экспериментаторы, любящие приключения авантюристы, предприимчивые и склонные к риску, нестандартно мыслящие люди.

Они думают (или говорят): «Ты занимайся своим делом, а я буду делать свое». Они достигают амбициозных целей и терпеть не могут, когда их останавливают: «Ты этого не сможешь».

Это веселые люди. Они приносят радость и спонтанность в социальные ситуации. Они могут похвастаться интуицией и способностью взглянуть на старые ситуации и проблемы под другим углом и увидеть то, что другие не видят.

Такие люди быстро адаптируются ко всему новому. В период кризиса они могут достичь больших высот. Свободолюбивые люди славятся своим умением нестандартно решать проблемы. Они мыслят творчески и необходимы команде, у которой закончились идеи и решения.

Поскольку они любят жизнь и умеют веселиться, они легко общаются со всеми. Они душа любой вечеринки. Они хотят, чтобы в рабочем коллективе между коллегами установились доверительные отношения. 

Но им необходима свобода. Они ненавидят быть привязанными к работе в строго отведенные часы, с 9 до 5. Такие сотрудники тяготеют к заданиям и проектам, которые обеспечат им приключение, азарт и самостоятельность.

Но таким людям быстро становится скучно. Им все приедается и надоедает. Иногда у них возникает желание поменять что-либо импульсивно, ни с того ни с сего, подчиняясь мимолетному порыву.Их постоянная потребность в «следующем вызове» может вызывать конфликты в команде.

Слова, которыми можно описать свободолюбивый стиль коммуникации: любопытный, смелый, действующий на свой страх и риск, дерзкий, вызывающий, непокорный, отличающийся от других, выразительный, веселый, компанейский, беззаботный и беспечный, «себе на уме», импульсивный, импровизатор, новатор, чрезмерный во всем, ставит под сомнение авторитеты, быстро соображает, темпераментный, непредсказуемый, хаотичный и неструктурированный.Пример свободолюбивого стиля коммуникации:

«Если кто-нибудь предлагает вам удивительную возможность, а вы не уверены, способны ли вы сделать это, скажите «да». Позже вы разберетесь, что к чему»

Ричард Брэнсон

Как эффективно взаимодействовать со свободолюбивым коммуникатором: быть настоящим, быть новатором, находиться здесь и сейчас, получать удовольствие от жизни.

Креативные и прикольные идеи

Мужчинам в этот день тоже приходится нелегко, ведь большой ассортимент в магазинах ограничивается возможностями воображения милых дам.

КСТАТИ! Среди бесконечных трусов-носков-одеколонов бюджетный подарок, подготовленный с доброжелательным юмором, будет воспринят на ура.

Примеры таких презентов с приколом:

  1. Шапка-буденовка напомнит о славных подвигах героев Красной Армии и вдохновит на трудовые подвиги. Для любителей бани шапка станет приятным атрибутом регулярных пятничных посиделок.
  2. Гамак для ног – милая вещица, которая поможет расслабиться на работе, вытянув ноги. В качестве комфортной подставки гамак обеспечивает ногам отдых и релаксацию. Он прекрасно впишется в домашнюю и офисную обстановку.
  3. Советские плакаты-сувениры на тематику праздника станут актуальным украшением рабочего места. Качественная полиграфия, яркие краски и большой выбор надписей не позволят оставить такой презент без внимания.
  4. Наборы мини-бутылочек из спиртных напитков приятно порадуют мужчин, если они не являются противниками алкоголя.
  5. Портреты в образе для каждого мужчины. Нарисуйте новые облики ваших коллег в фотошопе, распечатайте и вставьте полученные картинки в рамки. Бюджетно и оригинально!
  6. Гранаты с пиропатроном позволят мужчинам снова почувствовать себя детьми. Такие гранаты похожи на настоящие и имитируют взрывание. Подарок полностью безопасен и недорого стоит.
  7. Календарь с перечнем «уважительных причин для прогула работы» поможет найти коллегам повод отдохнуть накануне Дня защитника Отечества.
  8. Компьютерные гаджеты (флешки, мышки) в виде военных машин, танков, самолетов. Презент скромный и шуточный, но вместе с тем полезный.
  9. По достоинству мужчины оценят подарок в виде не разбивающегося будильника. Такой предмет можно кидать утром об стену, и он будет продолжать работать.
  10. Подарок в виде съедобной ложки, испеченной как печенье, упакованной вместе с нарисованной икоркой. Каждая ложечка может быть именной для каждого сотрудника.
  11. Сувенирные пряники с символикой праздника. Разрисовать их можно самостоятельно: пищевыми фломастерами или глазурью.
  12. Именные чайные наборы, на упаковке которых нужно указать имя и написать поздравление.

Личность и коллектив. модели взаимоотношений

Псхилогия и педагогика. Тема: Личность и коллектив. Модели взаимоотношений.

  1. Общее понятие человека как личности.
  1. Понятие коллектива.
  2. Стадии развития и формирования коллектива.
  1. Личность в коллективе и его воздействия на нее.
  1. Модели взаимоотношений в коллективе.
    Список использованной литературы.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива.

Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно-полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.

Развитие личности и коллектива взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.

В своей работе я хочу рассмотреть те этические правила и принципы, которые помогут преодолеть недопонимание в коллективе, построить крепкий фундамент взаимоотношений с коллективом и добиться высокого уровня сотрудничества.

  1. Общее понятие человека как личности.

Один древний мудрец сказал: для человека нет более интересного объекта, чем сам человек. Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на земле, разумным центром вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.

Предлагаем ознакомиться:  Как завоевать мужчину-Льва и влюбить его в себя до безумия

Что же такое человек? На первый взгляд этот вопрос кажется до смешного простым: в самом деле кто ж не знает, что такое человек? Но в том-то все и дело, что то, что нам ближе всего, лучше всего знакомо, оказывается и самым сложным, как только мы пытаемся заглянуть в глубины его сущности.

Общение в коллективе: дружить или нет

Казалось бы, дружеские отношения способствуют хорошему психологическому климату в коллективе, но дружба с коллегами может носить как позитивный, так и негативный характер.

Для начала рассмотрим позитивные моменты с точки зрения самих сотрудников.

  • Находиться в офисе гораздо комфортнее, когда рядом работает человек, с которым можно разделить печали и радости.  Офис уже не кажется таким холодным, а на работу идти хочется уже потому, что там ждет близкий человек.
  • Близкий друг всегда поможет. Порой, чтобы справиться с рутинной работой, времени просто не хватает. Никто не захочет тратить силы на дело, за которое не отвечает. Но для друзей важна взаимовыручка.
  • Если друг владеет новой информацией, он всегда ей поделится. От него можно узнать о премиях, назначениях, настроении начальника. Если друзей нет, то человек может испытывать недостаток в получении новостей.
  • Когда на работе друга нет, о своем сокращении, например, сотрудник может узнать  непосредственно от шефа. Друг сообщит об опасности, если имеет такую возможность. И, вполне возможно, поможет ее избежать

Кроме того, на друзей всегда можно положиться, когда потребуется отойти на час-другой, чтобы решить личные проблемы. И все же дружба между коллегами не всегда приводит к положительным результатам, особенно, когда дело касается работы.

  • Вместо выполнения прямых обязанностей, сотрудники могут тратить время на разговоры.
  • Между близкими друзьями могут возникнуть разногласия, которые способны перейти в серьезные конфликты. Это отрицательно скажется на выполнении служебных обязанностей.
  • Часть времени, которая должна быть потрачена непосредственно на работу, будет расходоваться на разговоры с друзьями.
  • Друзья не всегда могут хранить секреты, а порой даже специально расскажут их другим людям. Следствие – очередной конфликт и напряженная обстановка в коллективе.

Все же дружеские отношения способствуют хорошему психологическому климату. Если коллеги дружат, они будут готовы помогать и поддерживать друг друга.

Пять типов управления командой

Кроме этого сам тип руководства компанией часто подразделяют на пять составляющих, где начальник не вмешивается в управление коллективом, много делает сам и не делегирует свои функции.

  1. Он нацелен сохранить свою должность и больше ничего. Не удивительно, что коллектив его недолюбливает, ведь заботы о себе он не чувствует.Часто страдает в таком случае и производство, ведь руководитель просто физически не может знать все, а так как к помощи других он не прибегает, то и топчется практически на месте.
  2. Второй тип руководства практически панибратство. В такой компании руководитель заботится о каждом, задает удобный темп работы, но результаты его также не особо волнуют, ведь забота о людях их порой невольно расхолаживает, и они садятся на шею. Также могут появляться любимчики, что тоже ведет к снижению результатов, так как с них спрос меньше.
  3. Руководитель, ставящий задачи, но не интересующийся человеческим фактором также не очень хорош в компаниях, так как люди просто работают в них на износ. Задача может быть поставлена сотруднику, не имеющему достаточной компетентности с ней разобраться.
    Еще, такой командный стиль выдерживает не каждый, так как приказы обычно не обсуждаются, и инакомыслящих ждет увольнение.
    Если руководитель имеет золотую середину в руководстве и психологическом подходе, то он добивается от команды прекрасных результатов, так как он не требует невозможного, но и не дает спуску в решении задач. Это удобно в тех структурах, где коллектив небольшой, и разновозрастной.
  4. Однако, лучше всего себя зарекомендовала работа в команде. Так как руководитель учитывает интересы компании и в тоже время объединяет коллектив во всех уровнях. Не каждый способен объединить людей с разными интересами и характерами в одну команду, однако у особо одаренных и харизматичных личностей это получается. Естественно такой руководитель должен сам быть образцом самоотверженности и компетентности, чтобы сотрудники тянулись за ним.
  5. Руководитель дает сотруднику уверенность в себе, позволяет ему получить больше управленческих функций, растит из него профессионала. Доверие со стороны руководителя и сокращение опеки позволяет сформировать дополнительные руководящие кадры компании, которые могут самостоятельно справиться с любыми задачами компании.

Типы отношений на работе

  • Психология равных отношений или дружеские отношения

Это наиболее близкие отношения между коллегами, в которых мы можем не только хвалить друг друга, но и сделать друг другу замечание. Ни в коем случае нельзя руководителю и подчинённому строить равные близкие отношения, это может привести к большим проблемам в коллективе.

Представьте простой пример. Руководитель начинает с кем-либо из подчинённых строить равные дружеские отношения. Этим самым этот подчинённый начнёт выделяться из коллектива, как привилегированный или особенный в чём-то по сравнению с другими

Предлагаем ознакомиться:  Как развить душу? | МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ КАББАЛЫ | М. ЛАЙТМАН

Это не понравится остальным членам коллектива, и именно с этого начнутся большие проблемы.

  • Психология отношений старшего к младшему (с позиции старшего)

Это могут быть отношения наставника и ученика.

В этом типе отношений наставник – это человек, который даёт советы ученику. Но наставник не участвует в рабочем процессе и не может быть руководителем для этого ученика.

  • Подчинённый едва ли будет слушать советы руководителя, а вот ученик будет прислушиваться к наставнику, который находится в нейтральном положении от рабочих процессов, в которых участвует ученик.
  • Наставник даёт возможность ошибаться своему ученику и развиваться в соответствии со своим предназначением в жизни.
  • Также это могут быть отношения руководителя и подчинённого.

В этом случае руководитель контролирует и следит за рабочими процессами, наказывает или поощряет, и ни в коем случае не строит близкие равные отношения с подчинёнными. Иначе будет разрушаться коллектив и дисциплина в нём.

Руководитель не должен давать подчинённому возможность постоянно ошибаться. Его нужно наказывать за это, но разумно.

Функции наставника и руководителя по отношению к одному человеку не совместимы. Вот такая психология отношений на работе в данном случае.

  • Психология отношений младшего к старшему (с позиции младшего)

Это могут быть отношения подчинённого и руководителя.

В таких отношениях подчинённый должен выполнять указания своего руководителя, и просто добросовестно выполнять свою работу. Очень важно понимать для подчинённого, что старшего нужно стараться уважать. Правда многое зависит от того, какой этот руководитель и какие поступки он совершает.

Также это могут быть отношения ученика с наставником.

Здесь принцип психологии отношений заключается в том, что ученик должен быть готов слушать советы своего наставника, пропускать их через себя, анализировать, задавать вопросы и т.п. Желательно уметь принимать наставника как старшего, иначе пользы может и не быть.

Теперь о тех качествах, которыми должен обладать настоящий успешный руководитель. Это очень важно в психологии отношений на работе.

Цель 1: нейтральные отношения с коллегами

  • Не сплетничайте — особенно друг о друге.
  • Не обсуждайте руководителя в негативном ключе — коллеги могут передать ваши слова или к вам создастся предвзятое отношение.
  • Не подставляйте коллег. Если это произошло случайно — сразу просите прощения и предлагайте помощь.
  • Не жалуйтесь на коллег руководителю и не рассказывайте об их мелких промахах. Иногда возникает необходимость сообщить о надвигающейся рабочей катастрофе, но сначала попробуйте решить проблему с виновником.
  • Не льстите — люди быстро распозна́ют лесть и начнут подозревать вас в нечистоплотных намерениях.
  • Не произносите вслух оценочных суждений, касающихся национальности, пола, возраста, веса, внешности, личности, характера, привычек человека. Давайте оценку работе коллег только тогда, когда вас напрямую просят — они сами или ваш общий начальник.
  • Не пытайтесь никого воспитывать и перевоспитывать.
  • Не вступайте в альянсы, не присоединяйтесь к одной из конфликтующих сторон. Соблюдать нейтралитет непросто: сначала вы почувствуете неприязнь со стороны коллег, но спустя время все привыкнут к вашей позиции, а затем она заметно облегчит вам рабочие будни.
  • Не рассказывайте о своей жизни слишком много — для некоторых людей это нарушение личных границ.

Кроме того, по возможности избегайте флирта, всегда соблюдайте правила вежливости и профессионального этикета, а также придерживайтесь официальных корпоративных правил (чем раньше вы их изучите — тем лучше).

Главный залог ровных и продуктивных отношений с коллегами — то, что вы будете хорошо делать свою работу. Сложно невзлюбить человека, который держит обещания и никогда не перекладывает на других свои задачи.

Цель 3: дружеские отношения с коллегами

Если вы проводите много времени на работе и друзей за ее пределами растеряли, а коллеги — интересные и доброжелательные люди, можно осознанно укреплять и развивать отношения.

  • Участвуйте в неформальных посиделках и организовывайте их сами.
  • Приносите на работу угощение для коллег — если любите и умеете готовить. Покупные «радости» тоже подойдут.
  • Старайтесь узнать людей лучше — ищите общие интересы, схожие хобби и мечты. Подойдут даже воспоминания — например, если вы ездили на отдых в одну и ту же страну.
  • Создавайте удобные моменты для неформального общения. Можно, например, проводить несколько лишних минут на кухне, раньше срока приходить на встречи и уходить последним. Даже если регулярно спрашивать сослуживцев в начале дня, как у них дела и настроение, как добрались до работы и что они думают о погоде, — установится эмоциональная связь.
  • Делитесь учебными материалами, профессиональными находками, инсайтами, идеями — если проходите обучение, которое может быть полезно коллегам.
  • Не отказывайтесь помочь не только в офисе, но и за его пределами. Кроме того, не ждите просьб о помощи и включайтесь сами, если позволяет загруженность.
  • Не уклоняйтесь от обязанностей наставника для новичков. Со временем эти люди превратятся в друзей.
  • Проявляйте инициативу во «внерабочих» (например, благотворительных, волонтерских) проектах коллег.
  • Подпишитесь на коллег в соцсетях и реагируйте на их фото и тексты лайками, комментариями. Делайте общие селфи и фото, делитесь ими в соцсетях, отмечая участников.
  • Общайтесь в чате-курилке (в разумной мере).

Наконец, поднимаясь по карьерной лестнице, тяните за собой тех, с кем вам комфортно работать. Это прозвучит цинично, но с такими людьми полезно дружить.

Редактор: Наталия Алекса
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстратор: Катерина Морозова

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector