Особенности трехлетнего возраста: психологические проблемы родителей с детьми 3-х лет, как справиться с капризами

Особенности трехлетнего возраста: психологические проблемы родителей с детьми 3-х лет, как справиться с капризами

Особенности трехлетнего возраста: психологические проблемы родителей с детьми 3-х лет, как справиться с капризами
СОДЕРЖАНИЕ
0

Почему ребенок 3-4 лет плохо себя ведет

Причин плохого поведения может быть много. Детские психологи выделяют основные причины, на которые следует обратить внимание. 

  1. Ребенок привлекает внимание взрослых. Когда родители постоянно заняты и не могут уделить время малышу, он любыми способами хочет привлечь к себе внимание. Поскольку трехлетка еще не умеет строить конструктивный диалог, он начинает плохо себя вести, капризничать, плакать. Пускай мама и папа поругают, зато бросят свои дела и займутся мной. 
  2. Кроха самоутверждается. Примерно с двух лет малыш начинает проявлять самостоятельность. Наверняка мамы и папы помнят бесконечное повторение: «Я сама», «Я сам». Родители считают трехлетнего ребенка маленьким и стараются всячески его опекать. А трехлетка противится родительскому контролю, в том числе, с помощью непослушания. 
  3. Ребенок мстит родителям. Капризы, истерики, крики могут быть местью за обиду, которую нанесли мама или папа. Родители могут даже не догадываться, что задели крошку. Например, мама заставила доедать невкусную кашу, а папа забрал планшет и запретил смотреть мультики. 
  4. Заниженная самооценка. Если малыш в чем-то разочаровался, потерял веру в себя, он может вести себя агрессивно и неадекватно. 

Коррекционные игры: помогаем преодолеть кризис

Во время игры ребенок может посмотреть на себя со стороны. Он начнет понимать механику взаимоотношений взрослых. Кроме этого, игра может закрыть потребность ребенка совершать «важные дела». Это перенаправит бунт и протест в конструктивное и созидательное русло.

Вам также будет интересно узнать про кризис 5 лет у детей советы психолога.

Игры:

  1. Поход в магазин. В этой игре роль продавца исполняет ребенок, покупатели – родители или старшие сестры и братья, личные игрушки — товар. Сначала дети неохотно «продают» собственные игрушки. Им сложно отдавать свое. Со временем они понимают, что это только игра, и любимый предмет вернется в их владение. Но здесь же начнет формироваться понимание, что отдавать что-то личное не всегда просто. И не каждый раз запрет нужно сопровождать протестом.

Вторая вариация игры – непослушная кукла. Возьмите меховую игрушку, куклу, фигурку или солдатика. Пусть он будет играть роль капризного ребенка в магазине. Вы будете управлять игрушкой, капризничать, протестовать, а ребенок должен будет успокоить бунтаря.

В этот момент важно спрашивать, почему игрушка так себя ведет. Ребенок увидит себя со стороны. Только не нужно прямо намекать, что вот эта игрушка похожа на одного мальчика или девочку. Это просто игра, а не ассоциация с негативным поведением малыша.

  1. Игра «важное дело!». Огласите ребёнку, что сейчас нужно сделать очень важное дело, которое по силам только одному человеку. Дайте на выбор несколько ответственных дел (лепка, рисование, строительство из кубиков). Пускай ребенок чувствует свою значимость. По окончанию процесса обязательно спросите, почему это дело такое важное. Похвалите ребенка за труды и усидчивость.
  2. Любая совместная деятельность. Это может быть простая игра или лепка. Дети очень любят делать что-либо вместе с родителями. Сделайте ребенка мастером, сами возьмите роль подмастерья. Четко выполняйте его указания во время игры. Но не уходите далеко от выполнения поставленной задачи. Это позволит ребенку почувствовать собственную важность, а также натренирует усидчивость.

Главное – не забывайте хвалить ребенка, если он совершает позитивные действия.

Поведение детей разного темперамента

Взрослые замечают, что малыши одного возраста могут реагировать по-разному на одни и те же слова родителей. Кто-то начнет плакать, кто-то спокойно выслушает, а некоторые закатят грандиозную истерику. На самом деле, каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, ведь все люди (даже самые маленькие) – разные, со своим темпераментом и характером. Если найти подход к ребенку, исходя из его темперамента, можно справиться даже с самыми капризными и проблемными детьми. 

Предлагаем ознакомиться:  10 советов, как перестать ругаться с мужем по мелочам?/Если ссоры в семье

Если ко всем детям применять одинаковый подход в воспитании, это чревато серьезными психологическими проблемами в дальнейшем. Ребенок будет неадекватно себя вести, проявлять агрессию, а в будущем может произойти деградация личности. Метод наших бабушек и дедушек, когда всех детей могли отхлестать ремнем и поставить в угол, не работает.

Авторитарные, деспотичные родители даже не пытаются услышать своего ребенка, а практически переделывают его под себя, ломая при этом неокрепшую психику. Человек, которого в детстве родители оскорбляли, унижали, били, скорее всего, будет иметь зависимость от алкоголя, никотина или запрещенных препаратов.

К 3-4 годам у малыша уже начинает сформировываться собственный темперамент. Психологи разделяют понятия «темперамент» и «характер». Темперамент – это тип поведения, который заложен в человеке с рождения природой, а характер формируется с помощью воспитания.  

Существует четыре типа темперамента: 

В чистом виде темпераменты практически не встречаются. Обычно в человеке наблюдается смешение нескольких видов, например, 80% холерик и 20% сангвиник. Малыши с разным видом превалирующего темперамента по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию. Особенно ярко отличия ощутимы в тех случаях, когда малыши не получают того, чего хотят. 

Симптомы кризиса 3 лет у детей

  •  Происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка.
  •  Ребёнок начинает отделяться от взрослых.
  •  Возникает непреодолимое желание все делать, решать самостоятельно. В связи с чем, он яростно противостоит любому давлению со стороны окружающих людей.
  •  Ребенок начинает отстаивать свое «Я».
  •  В речи ребенка  все чаще можно услышать «Я», «Я сам», «Я могу», «Я хочу».
  •  Появляется чувство собственности, склонность к жадности, ревности.
  •  Малыш становится упрямым.
  •  Дети не делают того, о чем их попросили, делают все наоборот. Родителям важно знать, что стремление делать все наоборот проявляется  против  воли ребенка, в ущерб его интересам.
  •  Ребенок может проявлять недовольство тем, что предлагает ему взрослый, может ссориться с окружающими людьми, вести себя агрессивно, кусаться, драться.
  •  Может называть родителей бранными словами. Что делать родителям в этом случае? Как себя вести с ребёнком? Как реагировать на оскорбления? Родителям следует показать свое недовольство поведением ребенка, свою обиду. Строго скажите ребенку, что вам не нравится слушать такие слова, и вы не хотите, чтобы он их употреблял.
  •  В этом возрасте у детей часты слезы и истерика, если взрослые не удовлетворили желания ребёнка. 
  •  Ребенок требует от взрослых постоянного внимания к себе. 
  •  Дети во время кризиса 3 лет больше стремятся к поощрениям, появляется чувство гордости за свои достижения, успехи.

Статья:

Для ребенка трехлетнего возраста свойственно пробуждение фантазии, формирование личности. Порой такие проявления взросления сопровождаются упрямством, непослушанием, обидчивостью. Причем внутренним переменам подвластны все дети, даже самые покладистые и милые.

Ребенок в этом возрасте уже осознанно испытывает потребность получить то, что ему хочется, и наоборот – не желает выполнять требования взрослых. Вот и происходит демонстрирование неповиновения.

Истерика у ребенка 3 лет – это проявление кризиса возраста. Такое состояние является серьезным испытанием для молодых родителей. Но не стоит забывать, что детям в этот момент еще тяжелее.

Ребенок, ощущая себя самостоятельным и взрослым, все еще не может контролировать ни себя, ни ситуацию, сложившуюся вокруг него. Лучшим соратником в момент кризиса для малыша послужит поддержка со стороны взрослых. Сердечная похвала и одобрительные слова помогут предотвратить у ребенка частые истерики.

Малыши не могут делать безукоризненно уборку в комнате или складывать вещи. Но поощрять самостоятельность и желание крохи участвовать в бытовых процессах очень важно. Так формируется у ребенка положительный образ самого себя. Можно рассказать бабушке о достижениях малыша, показать его поделки или рисунки в школе перед сверстниками.

Предлагаем ознакомиться:  «Лечащий врач» – профессиональное медицинское издание для врачей. Научные статьи.

Важно вовремя переключить внимание ребенка, не дав ему расстроиться из-за чепухи. Реакция родителей на детские капризы и истерики должна быть спокойной и уравновешенной. Придумав историю про любимого героя, который попал в ту же ситуацию, что и малыш, можно предотвратить очередную истерику. Упрямство ребенка служит хорошим испытанием нервов взрослых на прочность.

Дети – самые лучшие психологи. Заприметив тонкое место, на которое можно нажать и получить желаемое, дитя безжалостно будет добиваться своего.

Держать себя в руках следует при любых обстоятельствах. Следует понимать, что капризы и протесты – это не блажь ребенка, а процесс его взросления. Вседозволенность, конечно же, недопустима. Но терпеливое общение и спокойная беседа с малышом обязательно должны повлиять на него. Кризис трехлетнего возраста надо принимать как неотъемлемую часть жизни ребенка. Надо немного потерпеть – и это пройдет.

Негативизм вынуждает малыша выступать против не только маминого, но и собственного желания. Например, родители предлагают сходить в зоопарк, а кроха категорически отказывается, хотя сам очень хочет увидеть животных. Дело в том, что предложения исходят от взрослых.

Следует отличать непослушание и негативные реакции. Непослушные дети поступают в соответствии со своими желаниями, которые часто идут вразрез с желаниями родителей. Кстати, негативизм зачастую избирателен: ребенок не выполняет просьбы отдельного человека, чаще всего мамы, а с остальными ведет себя как прежде.

Совет:

Не следует говорить с детьми в приказном тоне. Если ребенок по отношению к вам настроен негативно, дайте ему возможность успокоиться и отойти от чрезмерных эмоций. Иногда помогают и просьбы наоборот: «Не одевайся, мы сегодня никуда не пойдем».

2. Упрямство

Упрямство часто путают с настойчивостью. Однако настойчивость является полезным волевым качеством, которое позволяет маленькому человечку достигать цель, несмотря на сложности. К примеру, достроить-таки домик из кубиков, даже если он разваливается.

Упрямство отличается стремлением малыша стоять на своем до конца только потому, что он этого уже однажды потребовал. Допустим, вы позвали сына обедать, а он отказывается. Вы начинаете убеждать, а он отвечает: «Я уже сказал, что не буду кушать, значит, не буду».

Совет:

Не старайтесь переубедить кроху, потому что вы лишите его шанса выйти с достоинством из затруднительного положения. Возможный выход – сказать, что вы оставите еду на столе, а он сможет покушать, когда проголодается. Этот способ лучше применять лишь на время кризиса.

3. Деспотизм

Наиболее часто эот симптом встречается в семьях с единственным малышом. Он пытается заставить мать и отца делать так, как ему хочется. К примеру, дочка требует, чтобы мама все время находилась рядом с ней. Если в семье несколько деток, то деспотические реакции проявляются как ревность: малыш кричит, топает, толкается, отбирает у братика или сестренки игрушки.

Совет:

Не поддавайтесь на манипуляции. И в то же время старайтесь уделять больше внимания детям. Они должны осознать, что родительское внимание можно привлечь и без скандалов и истерик. Привлекайте кроху к домашним делам – готовьте вместе ужин для папы.

4. Симптом обесценивания

Для ребенка пропадает ценность старых привязанностей – к людям, любимым куклам и машинкам, книгам, правилам поведения. Внезапно он начинает ломать игрушки, рвать книжки, обзывать или кривляться перед бабушкой, произносить грубости. Тем более что лексикон малыша постоянно расширяется, пополняясь, в том числе, и разными нехорошими и даже неприличными словами.

Предлагаем ознакомиться:  Псевдобульбарный синдром

Совет:

Постарайтесь отвлечь детей другими игрушками. Вместо машин займитесь конструктором, вместо книжек выберите рисование. Почаще рассматривайте картинки на тему: как следует себя вести с другими людьми. Только не стоит читать нравоучений, лучше проигрывайте тревожащие вас реакции ребенка в сюжетно-ролевых играх.

5. Строптивость

Этот неприятный симптом кризиса безличен. Если негативизм касается конкретного взрослого, то строптивость направлена на привычный образ жизни, на все действия и предметы, которые родные предлагают ребенку. Зачастую она встречается в семьях, в которых существуют разногласия по вопросу воспитания между мамой и папой, родителями и бабушкой. Малыш просто перестает выполнять любые требования.

Совет:

Если кроха не хочет убирать игрушки прямо сейчас, займите его другой деятельностью – например, порисуйте. А через несколько минут вы обнаружите, что он сам начнет складывать машинки в корзину, без вашего напоминания.

6. Бунт

Трехлетний ребенок пытается доказать взрослым, что его желания столь же ценны, как их собственные. Из-за этого он идет на конфликт по любому поводу. Кажется, что малыш находится в состоянии необъявленной «войны» с окружающими, протестуя против каждого их решения: «Не хочу, не буду!».

Совет:

Попробуйте оставаться спокойными, доброжелательными, выслушивайте детское мнение. Однако настаивайте на своем решении, если дело касается безопасности ребенка: «Нельзя играть с мячиком на проезжей части!».

7. Своеволие

Проявляется своеволие в том, что дети стремятся к самостоятельности, причем независимо от конкретной ситуации и собственных возможностей. Ребенок хочет самостоятельно купить какой-либо товар в магазине, рассчитаться на кассе, перейти дорогу, не держась за бабушкину руку. Неудивительно, что подобные желания не вызывают особого восторга у взрослых.

Совет:

Разрешите малышу самому сделать то, к чему он стремится. Если выполнит желаемое – получит бесценный опыт, если не сумеет – сделает в следующий раз. Конечно, это относится лишь к тем ситуациям, которые абсолютно безопасны для детей.

Что делать родителям?

В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не плохая наследственность или вредный характер. Ваш ребенок уже большой и хочет стать независимым. Пришло время выстраивать с ним новые взаимоотношения.

  1. Реагируйте взвешено и спокойно. Следует помнить, что малыш своими поступками проверяет родительские нервы на прочность и ищет слабые места, на которые можно надавить. Также не стоит кричать, срываться на детях, и тем более наказывать физически – жесткие методы способны усугубить и продлить течение кризиса

  2. Установите разумные ограничения. Не нужно забивать жизнь маленького человека всевозможными запретами. Однако не стоит впадать и в другую крайность, иначе из-за вседозволенности вы рискуете воспитать тирана. Найдите «золотую середину» – разумные границы, за которые категорически нельзя переступать. Например, запрещается играть на дороге, прогуливаться в холодную погоду без головного убора, пропускать дневной сон.

  3. Поощряйте самостоятельность. Все, что не представляет опасности для детской жизни, ребенок может попробовать сделать, пусть даже в процессе познания разобьется несколько кружек (Наказывать или нет ребенка за случайные проступки?). Кроха хочет рисовать на обоях? Прикрепите к стене ватман и дайте несколько фломастеров. Проявляет неподдельный интерес к стиральной машине? Небольшой тазик с теплой водой и кукольная одежда надолго отвлекут от проделок и капризов.

  4. Предоставьте право выбора. Родительская мудрость предполагает дать даже трехлетнему малышу возможность выбора как минимум из двух вариантом. Например, не натягивайте на него силком верхнюю одежду, а предложите выйти на улицу в зеленой или красной куртке :). Конечно, серьезные решения по-прежнему принимаете вы, но в непринципиальных вещах можно и уступить.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector