Доклад на тему: "Проблема связей между поколениями: что сохраняется, а что утрачивается?" | Опыты и эксперименты на тему: | Образовательная социальная сеть

Доклад на тему: "Проблема связей между поколениями: что сохраняется, а что утрачивается?" | Опыты и эксперименты на тему: | Образовательная социальная сеть

Доклад на тему: "Проблема связей между поколениями: что сохраняется, а что утрачивается?" | Опыты и эксперименты на тему: | Образовательная социальная сеть
СОДЕРЖАНИЕ
0

2.Практическая  работa  по  исследованию   (мониторинг)   культурных предпочтений и ориентаций учащихся.

        В настоящей работе представлено в виде таблиц №№1,2,3 изучение- исследование социо-культурных предпочтений ученика и учителя, направленное на выявление взаимодействия и взаимопонимания ребенка и педагога.  

           Формирование культурной памяти школьников – процесс сложный и многоаспектный. Начинать его надо с исследования (мониторинга) наличного уровня развития историко-культурных представлений учащихся.

        Поэтому считаю важным моментом в формировании культурной памяти школьников – первоначальное мониторинговое исследование, позволяющее понять общую ориентированность учащихся в области истории и культуры.

         Тестирование на тему: «Исследование культурных предпочтений и ориентаций учащихся» было предложено и ведущим преподавателям-предметникам гимназии №114 г. Санкт-Петербурга.

        Участие  в статистическом эксперименте было предложено учащимся 8-го, 9-го и 10-го классам гимназии. Выявление социо-культурных предпочтений гимназистов проходило на основе определения актуальных для них имен-символов, определяющих  «вектор их самоиндентификации».

C этой целью была проведена следующая работа:

Гимназисты и преподаватели анонимно отвечали на вопрос: «Кого Вы лично считаете выдающимися людьми всех времен и народов и оцениваете  положительно?»

 Впоследствии опрашиваемые заполняли таблицу (см. таблицу № 8.1.) , состоящую из 3-х граф. В первую были занесены 10 имён выдающихся деятелей; во вторую — 3 имени из 10-ти названных в первой графе; в третью – одно имя из 3-ёх названных во второй графе. При этом респонденты должны были по возможности односложно сформулировать мотивацию выбора имени.

                                          Таблица №1.  (пример заполнения)   

Справочно: «Выбор 10-ти имен свидетельствует об общих ориентациях учащихся в истории и культуре, так как за каждым именем стоит та или иная социо-культурная сфера: наука, искусство, политическая история, военная история, религиозная традиция.         Три имени определяют вектор этих ориентаций, а одно имя-доминанту». /С. В. Федоров/

 На основании общих статистических данных можно судить о следующем:

будут доминировать персонажи молодежной и массовой субкультуры;

 3.3. Выводы  по  исследованию   (мониторингу)  социо-культурных предпочтений и ориентаций учителей и учащихся.

        Проведенное исследование среди учителей показало, что доминирующим деятелем истории оказался Петр I (одна личность и множество значимых реформ в самых разнообразных сферах). Многие респонденты  назвали имя А.С. Пушкина. Назывались имена Чайковского, Моцарта, Жукова, Репина, Флеминга, Ленина, Бутлерова. Учителя в своих

ответах отметили людей, заложивших основу мировоззрения. Это Аристотель, Леонардо да Винчи, Дэн  Сяопин.

 Преподаватели отметили, что Петр I, Ломоносов и  Пушкин внесли огромный вклад в развитие цивилизации. По одному разу были названы имена:  Ван Гога, Рентгена, Сахарова, Суворова, Дмитрия Донского, Александра Невского, Гагарина и Александра II.

Предлагаем ознакомиться:  Почему беременным нельзя нервничать? - причины и рекомендации

Итак, в результате нашего исследования получены следующие результаты (см. таб. №2):

Таблица №.2

Тестировались учащиеся 8, 9 и 10-го классов (см. таб.№№3,4,5)

Таблица №3 (8 класс)

Таблица №3 (9 класс)

Таблица №3 (10 класс)

Анализируя ответы учащихся, можно сделать выводы о том,  что из “литературных” и “исторических” кумиров в каждой параллели доминируют те имена, которые изучались по школьной программе соответственно в 8-ом, 9-ом и 10-ом классе.

Несмотря на то что при опросе учащихся лидирующие позиции занимают деятели культуры и истории, общие ориентиры старшеклассников связаны с «кумирами современности». И лишь немногие школьники отдают предпочтение художникам и композиторам.

 Глубокие знания учащиеся  продемонстрировали,  отвечая  на вопросы об актерах кино. Восьмиклассники назвали в числе любимых таких актеров, как Дж. Чан, Ж.-К. Ван Дам, Брюс Ли, С. Сталлоне, Б. Уиллис, Дж. Стэтхэм, Дж. Депп, Б. Пит, Э. Мэрфи, Ф. Бондарчук, Г. Куценко, Д. Нагиев, М. Пореченков.

Старшим подросткам нравятся такие же актеры и актрисы, а, кроме того — еще Дж. Клуни, А. Шварценеггер, В. Дизель, Ж. Рено, Р. Патинсон, Дж. Кэрри, Дж. Ли, А. Носик, А. Головин, Д. Дюжев, А. Ковальчук, С.Д. Паркер, Дж. Робертс, Н. Портман.

Мы видим, что старшие подростки лучше знают актёров кино, чем

режиссёров. Это говорит о том, что они больше ориентируются на актёрский звёздный состав, чем на мастерство режиссера и его замысел. Большинство ребят увлечены миром экранной прозы, а не картинами психологического и этико-метафорического плана, что уже должно быть присуще их возрасту.

Итак, при выявлении уровня социо-культурных предпочтений учащихся мы пришли к выводу, что подростки часто не могут мотивировать выбор имени и дать оценку какой- либо исторической эпохи, в отличие от педагогов.

Несмотря на это, хочется отметить, что многие школьники хорошо усвоили гимназическую программу и легко ориентируются в социо-культурном пространстве. Следовательно, диалог поколений состоялся.

Глава 4.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Проблемы современной культуры отражают основные симптомы болезни общества. Падение нравственности приобретает черты необратимости и оправданности. Традиционные ценности милосердия, бескорыстия не поощряются экономическими условиями и фактически блокируются жестким прагматическим отношением к жизни, лишенной прежних запретов и условностей.

Ситуация «конфликта поколений», обозначила существенные трудности в усвоении системы ценностей, норм и правил поведения, органичных российской цивилизации и культуре. Противоречия между новыми требованиями к личности и уровнем и характером ее наличных знаний, навыков, качеств и способностей также  затрудняет социальную адаптацию человека и особенно  молодежи.

Предлагаем ознакомиться:  Как ревнует мужчина скорпион признаки — Отношения

Социально-экономическая модернизация России сопровождается серьезными деформациями в сфере ценностных ориентации в целом. Критерием адекватности социологических концепций ценностных ориентации становятся структуры социо-культурного пространства разных социальных групп, в том числе и групп молодежи.

Негативные и позитивные тенденции современной России- такие, как неудовлетворенность уровнем образования и профессиональной подготовки, усиление асоциального поведения в молодежной среде на фоне толерантности, потеря мировоззренческих ориентиров и поиск их компенсации, отчуждение молодежи от ценностных предпочтений старшего поколения и недоверие к идеологии в целом,- бросают вызов существующим концептуальным представлениям о формировании ценностных предпочтений в молодежной среде, технологиям управления в области молодежной политики.

Что же утрачивается в современном мире? На сегодняшний момент существует несколько факторов, из-за которых молодежь не желает перенимать опыт старшего поколения. Во-первых, положение старшего поколение усугубляется наличием прошлого опыта и моделированием жизни по советскому образцу, тогда как молодежь отдает предпочтение западному образу жизни.

Проводимые в современной России реформы и дестабилизация в стране, заставляют человека выживать в современных условиях, что развивает в сознании молодежи отношение к старшему поколению, как к иждивенцам. Молодое поколение часто не имеет четкого мнения о жизни старшего поколения и порой драматизирует их социальное положение.

В общественном сознании укрепляется отношение к пожилым людям как к лишней категории населения. Совершается трансформация отношения молодого поколения к старшему в направленности от традиционно почтительного к несвойственному ранее осуждающему, отвергающему.

Поэтому особенность конфликта поколений в России на уровне социальных институтов проявляется в: обесценивание старости в глазах молодежи; поиск семейных ценностей, как духовных, так и материальных; вытеснение людей пожилого возраста на периферию социальной жизни; молодежь не приемлет ценности и образ жизни своих родителей; увеличение социокультурной дистанции между молодежью и старшим поколением.

https://www.youtube.com/watch?v=OknX2lFdPHo

В России случился резкий культурный скачок, приведший к определенной социальной изоляции старых людей, к потере статуса и уважения. Существующие сегодня тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодежи и усилению геронтофобной установки в массовом сознании.

Именно в конфликте между молодежью и старшим поколением выявляются новые ниши, где необходимо специализированное воспитательное воздействие, которое сможет предупредить разрушительные конфликты, которые порождены новыми ценностно-смысловыми и деятельностными нишами взаимодействия поколений.

В качестве одного из выходов из данного конфликта может быть предложено создание общества с либеральными ценностями. В них человек – хозяин своей свободы, главное – урегулирование границ ее использования разными людьми законодательной нормой, четко определив права и обязанности сторон.

Предлагаем ознакомиться:  Темы для разговора с девушкой по переписке, которые помогут тебе удержать её заинтересованность

В таком случае обязательства старшего поколения и молодежи сводятся к тому, чтобы соблюдать взаимную свободу, в основе которой – не единство, а наоборот, разрыв поколений. В западном обществе, где либеральные ценности – норма и господствует идея сильной атомарной личности – иной тип родительско-детских отношений.

Развитая система ипотеки и кредитования отрывает повзрослевших детей от дома, а сеть домов для престарелых снимает с них обязанности по заботе за родителям. Возникшие в данном случае переживания и душевный дискомфорт разбирается с психоаналитиками и лечится психотерапевтами.

Библиографический список

1. Фёдоров С.В. Программа статистического эксперимента по выявлению социо-культурнных ориентаций учащихся, 2007.

2. Гончаренко В.М. Мониторинг развития профессионально-педагогической компетентности педагогов общеобразовательной школы. Автореферат.

Екатеринбург. 2002.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.:

Просвещение, 1995.

4. Коренева Г. Кто они – наше будущее? // Аргументы и факты. – 2003. – №29. – С.12.

5. Хмелев Е. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов // Воспитание школьников. – 2001. – №8. – С.10-13.

6. Панченко А.М. О топике культуры. // Панченко А.М. О русской истории и культуре. — СПб., 2000. — С. 260.

7. Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х т.т., т. 3. — Таллинн, 1989. — С. 151.

05.11.2021                                                                                                                                   Тимофеева О.Н.                                                                                                                                                     

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector