Аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «Взаимоотношения поколений» (ЕГЭ по русскому языку)

Аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «Взаимоотношения поколений» (ЕГЭ по русскому языку)

Аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «Взаимоотношения поколений» (ЕГЭ по русскому языку)
СОДЕРЖАНИЕ
0

Что говорят психологи

Если задание касается проблемы взаимоотношений между поколениями, сочинение можно начать с мнения специалистов по этой теме.

Сейчас мы с вами поговорим о некоторых исследованиях, проведенных учеными, чтобы изучить психологию взрослого поколения. Они считают, что главная проблема кроется в неспособности старших понять свою несостоятельность в вопросах воспитания.

Оказывается, что самодовольство и уверенность в том, что прошлый жизненный опыт является эталоном, по которому следует мерить «правильность» ребенка, служит фундаментом для раздоров. Получается, что взрослые говорят на одном языке, а дети — совершенно на другом.

Причем, с точки зрения психологов, проблема взаимоотношений поколений зачастую исходит именно со стороны родителей. Самая частая жалоба от детей: «Они меня не хотят слышать».

Были проведены эксперименты для подтверждения этой гипотезы. Мы приведем описание и результаты одного из них.

В школе предложили ученикам десятого класса оценить себя по пятибалльной шкале. Измерять нужно было внутренние качества, такие как доброта, коммуникабельность, инициативность и прочие. Второе задание заключалось в том, чтобы определить, как эти же их качества оценят родители. Старшее поколение попросили оценить своих детей, а потом спрогнозировать их самооценки.

В итоге получилось, что дети точно представляют себе, что о них думают родители, а отцы и матери, в свою очередь, совершенно ничего не знают о своих отпрысках.Остальные исследования доказали, кроме этого момента, еще ряд сложностей в отношениях детей и взрослых.

Темы чувств, открытости, половой жизни ставят непреодолимый барьер между поколениями в семье. Подобный поворот событий приводит к формальному общению и рутинизации отношений.

«старший сын» — пьеса и фильм

Нами сейчас обсуждается проблема взаимоотношений поколений (ЕГЭ нередко включает ее в перечень заданий). Давайте рассмотрим комедию Вампилова «Старший сын». Она написана в конце шестидесятых годов двадцатого века.

Значимость произведения в том, что здесь переплетаются несколько поколений. Мы видим отношения между тремя: отцами, взрослыми и младшими детьми.

Суть комедии заключается в невинной шутке, которая переросла в значимый этап жизни целой семьи. Два друга (Бусыгин и Сильва) задерживаются допоздна в чужом городе, опаздывают на транспорт. Они — в поисках ночлега.

В городе они встречаются с семьей Сарафанова. Сильва рассказывает их новому знакомому о том, что Бусыгин его сын. Мужчина принимает сообщение за чистую монету, потому что у него «был грешок молодости».

Суть произведения заключается в том, что Бусыгину приходится стать связующим звеном между отцом и детьми, которые не ставят ни во что своего родителя.

Мы видим уже достаточно созревшего «младшенького» Васеньку, который из ревности сжигает жилье Натальи. Нина, названная сестра Бусыгина, хочет бежать с женихом на Дальний Восток, но новоявленный брат ее удерживает.

Повинуясь порыву чувств, обманщик во всем признается. В произведении все заканчивается хорошо. Но главный акцент все-таки поставлен. Ситуация создана в комической форме для удобного восприятия и комфортного введения в комедию «друга семьи».

Именно через призму стороннего взгляда на семью вскрывается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение Вампилова в корне отличается от подобных произведений девятнадцатого и восемнадцатого веков. Именно здесь мы видим ту картину, которая существует и в наше время.

Традиции домостроя уже фактически изжили себя, но мягкость и бездумная любовь многих родителей играет с ними злую шутку, когда дети подрастают.

. Б. Васильев «Завтра была война»

В повести в центре внимания две семьи Искры Поляковой и Вики Люберецкой. Мать Искры – женщина-комиссар, волевая, властная, строгая. Но когда мать в очередной раз решает выпороть своим солдатским ремнём дочь, та отвечает в духе своей матушки – так же строго и бесповоротно.

И мать понимает, что девочка повзрослела. У Вики с отцом совсем другие отношения – тёплые и доверительные. Когда девушка оказывается перед выбором: отказаться от отца или быть исключённой из комсомола, Вика принимает решение уйти из жизни. Она не может отказаться от любимого отца, какие бы подозрения на него не легли.

В сочинении-рассуждении ЕГЭ по русскому языку (задание 25) экзаменуемый должен выразить свое мнение по проблеме, поднятой автором в исходном тексте, согласившись или не согласившись с авторской позицией, (К4). Мы приводим таблицу тематик и аргументов ЕГЭ по ним.

Сформулировав собственную позицию, надо подобрать конкретные примеры-иллюстрации, основанные на личном читательском опыте, для введения их в текст сочинения-рассуждения можно использовать следующие фразы
:

  • В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним рассказ / роман / пьесу … (указывается автор и дается название произведения). В этом произведении…/ Главную героиню этого произведения отличает…
  • Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ / роман / пьесу …(указывается автор и дается название произведения). В этом произведении…
  • Подтверждение тому можно найти и в художественной литературе…
  • Аналогичное отношение (поступок) встречается и в книгах (в романе, повести, рассказе)…
  • В качестве доказательства (подтверждения) можно привести примеры из…
  • Действительно (в самом деле, безусловно)…
  • Вспоминаются… из …
  • Переход ко второму аргументу
    :

  • Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним дополнительным аргументом в пользу того, что…
  • Приведу еще один литературный пример, который показывает…
  • О том, как важно …, говорит в своем рассказе / романе / пьесе писатель…
  • В работе представлены примеры-иллюстрации из произведений писателей-классиков и современных авторов к аргументации собственного мнения по некоторым проблемам, встречающимся в исходных текстах ЕГЭ по русскому языку.

    Афоризмы

    1. «Отношения между родителями и детьми так же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими». Французский писатель Андре Моруа говорил о том, что взаимоотношения поколений такие же трудные, как и взаимоотношения влюблённых. Всегда присутствует недопонимание, обиды и злость, с которыми необходимо бороться.
    2. «Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее». Британский писатель Джордж Оруэлл говорил о том, что людям свойственно считать себя умнее всех. Мало кто готов прислушиваться к опыту старших, вспоминая о нём только в моменты совершения ошибок.
    3. «Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет». Известный американский писатель Марк Твен рассказал историю своего осознания родительской мудрости. Каждый подросток считает себя намного умнее своих родителей, лишь с возрастом они начинают понимать, что им желали только добра и пытались оградить от жизненных трудностей.
    4. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». А.С. Пушкин считал, что каждый человек должен развивать и совершенствовать свою нравственность. А одним из главных признаков высокой нравственности – уважение к своим предкам.
    5. «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями». Древнегреческий философ Фалес Милетский призывал всех родителей быть обходительными со своими детьми. То, что вкладывается в человека в детстве, остаётся в нём на всю жизнь. Если родители относились к ребёнку строго и неуважительно, вряд ли можно рассчитывать на особую помощь в старости.
    6. «Главная опасность, от которой необходимо оберегать детей, — их родители». Выдающийся ирландский драматург Джордж Бернард Шоу обратил внимание на то, что чаще всего сами родители становятся причиной дурного воспитания своих детей. Все дети изначально добрые и хорошие, а дальше они становятся такими, какими их воспитали.
    7. «Годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца». Заслуженный советский педагог-новатор и детский писатель В.А. Сухомлинский считал, что в первую очередь в ребёнке нужно воспитать нравственность, для того чтобы он стал хорошим человеком. А всё остальное уже второстепенно.
    8. «Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого». Немецкий философ Иммануил Кант говорил о том, что детскому воспитанию необходимо уделять особое внимание. Потому что будущее нашей планеты именно за детьми.
    9. «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его». Французский писатель Виктор Мари Гюго считал, что детство – самая ответственная пора в жизни человека. Всё, что закладывается в раннем детстве – со временем не исчезает, а развивается и укрепляется.
    10.  «Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».  Всемирно известный педагог и писатель А.С. Макаренко говорил о том, что воспитание детей – это наше будущее. Если мы хорошо воспитаем наших детей, в старости будем радоваться их успехам, а если плохо – будем страдать и лить слёзы. Иногда родителям бывает даже стыдно за своих детей, больно от того, что они делают.

    Вариант 1

    (446 слов) Каждый здравомыслящий человек стремится к обретению взаимопонимания в семье. Близкие люди для того и сближаются с нами, чтобы получить поддержку, участие и отзывчивость. Более того, мы рассчитываем на солидарность и ищем родственную душу.

    Например, В. К. Железников в повести «Чучело» описывает трагические последствия отсутствия взаимопонимания с семье. Ленка переехала к дедушке, и он не смог вовремя приспособиться к роли полноценного родителя. Герой был занят поиском картин своего знаменитого предка и их изучением.

    Он тратил почти всю свою ветеранскую пенсию на свое хобби и уделяла ему все свое время. В то же время его внучка отчаянно нуждалась в помощи: класс объявил ей бойкот, девочка стала жертвой полноценной травли, а все потому, что ее друг не признался товарищам в собственном доносе, и дети винили новенькую.

    Лена была сама не своя, но держалась стойко. Дедушка же ничего не замечал, кроме своих картин. Когда внучка попросила о переезде и проявила, наконец, крайнюю степень усталости и раздражения, Николай Николаевич до того рассердился, что ударил ребенка.

    Только после нервного срыва Лены он вдруг осознал, что вел себя неправильно. Отсутствие взаимопонимания с близким человеком дорого обошлось дедушке: он винил себя в том, что произошло, и был прав. Если бы он стремился понять внучку, то вовремя заметил бы проблему и дал мудрый совет, как выйти из положения.

    Предлагаем ознакомиться:  Депрессия после разрыва отношений: как пережить, выйти из депрессивного состояния из-за расставания с любимым человеком, советы психологов для женщин и мужчин, как побороть психологическую травму

    Понимания не хватило и далекому предку Ленки, Андрею Болконскому. Герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» влюбился в юную девушку и захотел жениться. Он потерял свою первую супругу и уже не верил в достижимость счастья, однако встреча с Наташей Ростовой дала ему новый стимул жить.

    Болконский уже не чувствовал себя стариком и мрачным дубом посреди цветущей поляны. Казалось бы, родной отец должен был понять это и поддержать сына. Однако старый князь резко и категорично возражал против свадьбы. У него было предубеждение против Наташи и ее семьи, ему эта партия казалась не блестящей.

    Николай Болконский согласился с решением наследника только с тем условием, чтобы свадьба была перенесена на год. Он надеялся, что она не состоится и тогда. Его предчувствия сбылись: пылкое сердце Наташи не выдержало разлуки, и она увлеклась Анатолем Курагиным.

    Помолвка была разорвана. Андрей вновь был одинок и несчастен. Отсутствие взаимопонимания в его семье поставило крест на его личной жизни.  Если бы отец стремился понять сына, трагической развязки удалось бы избежать.

    Таким образом, каждый человек должен стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми, иначе он обречен на одиночество или регулярные размолвки с родными и друзьями. Отсутствие отзывчивости, уступчивости, солидарности в отношениях ведет к тому, что домочадцы или друзья перестают замечать проблемы друг друга и остаются с ними один на один, так и не получив поддержки.

    Вариант 2

    (507 слов) Нам с детства говорят, что мы должны стремиться к полному взаимопониманию с окружением. Но в большинстве случаев люди подразумевают под взаимопониманием череду уступок и компромиссов, которые уничтожают искренность, открытость и индивидуальность человека.

    Так, в пьесе А.Н. Островского «Гроза» главная героиня очень хотела завоевать симпатию свекрови и жить в ладу с домочадцами. Например, весьма показателен диалог в первом же действии драмы. «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит» — сказала Катерина, но тут же получала суровую отповедь:

    «Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают». Как бы ни пыталась героиня выстроить нормальные отношения с Марфой Игнатьевной, ничего не получалось. Кабаниха всегда находила повод упрекнуть, обидеть и осадить невестку. Катерина стремилась к взаимопониманию всей душой: выполняла приказания свекрови, подстраивалась под ее правила и установки, отвечала всегда почтительно и смиренно.

    Но Кабаниха шаг за шагом добивалась полного подчинения девушки, рабской покорности. Ей было недостаточно понимания. Она считала, что его в семье заменяет страх перед наказанием. К сожалению, мечты Катерины о добрых отношениях с домочадцами оказались утопичными и несбыточными.

    Не менее больно смотреть на попытки родителей Базарова, героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», наладить отношения с сыном. Евгений долго не был дома, постоянно отсрочивал свой приезд, но, наконец, приехал к родным. Одинокие старички очень ждали его приезда, но в первый день встречи сын равнодушно уклонился от бесед и лег спать, хотя лежал без сна.

    В последующие дни он тоже не баловал родителей вниманием. Отец героя делал все возможное, чтобы угодить ему. Он настроил нежную и кроткую жену, чтобы она лишний раз не подходила к Евгению и не беспокоила его. Сам он тратил все сбережения, лишь бы доставить молодым гостям лучшее вино и накрыть хороший стол.

    Василий Иванович сам пытался заговаривать на языке молодежи и вести себя свободно, чтобы угодить сыну. А он ничуть не ценил всего этого и вскоре снова уехал подальше от семьи. Когда он вернулся, мать и отец вновь старались понять своего отпрыска, вновь подстроились под все его желания, но не смогли насладиться общением с ним: он получил заражение крови и умер.

    Таким образом, стремление к полному взаимопониманию с близкими вынуждает человека вечно уступать и подстраиваться под требования окружающих. Чтобы понять, ему необходимо поставить себя на их место, а свое положение при этом он теряет. К его попыткам сблизиться уже привыкают, их не ценят, а он всех прощает, все принимает, и так до тех пор, пока не растворится в чужих интересах и капризах. 

    Грибоедов и фонвизин

    Проблема взаимоотношений поколений в «Горе от ума» раскрывается на примере Фамусова и Чацкого. Давайте детальнее познакомимся с этими символичными образами.

    Старое поколение характеризуется поклонением чинам, богатству и положению в обществе. Оно боится, не понимает и ненавидит новые веяния. Фамусов застрял в мещанском мировоззрении прошлого века. Единственное его стремление — найти для дочери зятя с чинами да звездами на груди.

    Чацкий же являет собой полную противоположность Павлу Афанасьевичу. Он не только на словах обличает домостроевские устои прошлого, но и всем поведением показывает испорченность старого и мощь нового мировоззрения.

    Молчалин же является сверстником Чацкого, но контрастирует с ним в мыслях, целях и поведении. Он прагматичен, двуличен и лицемерен. Превыше всего для него — теплое и денежное местечко. Именно поэтому молодой человек во всем угождает Фамусову, тих и скромен с Софьей.

    В личной жизни у Чацкого происходит драма. Любимая девушка называет его сумасшедшим и отталкивает, предпочитая «служилого с чином». Но, несмотря на это, итог комедии читателям показан открыто. Именно «карбонарии» и бунтари придут на смену традиционному чинопоклонству и замшелости старых дворян.

    В «Недоросле» также освещается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение является потрясающей расшифровкой присказки: «Яблоко от яблони недалеко падает». Здесь мы видим отдельный аспект отношений между родителями и детьми. Воспитание, которое призвано не помочь ребенку найти себя в жизни и реализоваться, а отразить устаревшую картину мира матери.

    Так, в комедии «Недоросль» мы видим результат, который получила госпожа Простакова. Она всеми силами защищала ребенка от «ненавистного» мира и испорченного общества. Учителей ему наняли только потому, что так «завещал Петр Первый». Да и педагоги у Митрофанушки не отличались ученостью.

    Комедия написана в ключе классицизма, поэтому все имена в ней говорящие. Учителя Цифиркин, Кутейкин, Вральман. Сынок Митрофан, что в переводе с греческого означает «похожий на мать», да и сама Простакова.

    Мы видим неутешительные результаты слепого следования мертвым догмам без малейшей попытки их осмысления.

    Противостоят старым традициям Стародум, Правдин и некоторые другие персонажи. Они отражают стремление нового общества видеть в человеке душу, а не пустую золоченую оболочку.

    Как результат конфликта, мы получаем совершенно беспощадного, жадного и глупого «недоросля». «Не хочу учиться, а хочу жениться», – вот наиболее точное отражение его сути.

    Источники информации

    1. Баронова М.М. Русский язык. ЕГЭ-Учебник. – М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2021.

    2. Давыдов С.И., Северенко Ю.Д. Русская литература. – М.: «Высшая школа», 1965.

    3. Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира»: заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир»/ Рис. А.Слепкова. – Изд. 3-е. – Л.: Детская литература, 1989.

    4. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Русский язык. Учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2021.

    5. Золотусский И.П. Там, на войне. – Литература в школе № 2, 1995.

    6. Еремина О. Тема памяти в лирике А.Т.Твардовского. – Литература №15, 2004.

    7. Коган А. …Жил и умер, как солдат. О Вячеславе Кондратьеве, его жизни и творчестве, его непростой судьбе. – Литература в школе № 2, 1995.

    8. Кузнецова М.С. «Эта вечная, добрая музыка, от которой так хочется жить»: рассказ Глеба Мехеда «Скрипач»: 11 класс. – Литература в школе с приложением «Уроки литературы № 8 , 2009.

    9. Пащук Н., Терентьева Н., Куликова В.. Проблемы века в русской литературе XX столетия. – Литература №15, 2000.

    10. Русская литература: Учебник для 9 класса средней школы / Под ред. Проф. Б.И. Бурсова. Издание 8-е. – М.: «Просвещение», 1975.

    11. Рыжова Т.В. Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» на уроках в VIII классе. – Литература в школе № 6, 1995.

    12. Чалмаев В.А. «Слово, не сорвись на стон…». Константин Воробьев: у истоков войны народной. – Литература в школе № 4, 1998.

    13. Шапиро Н. Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». – Литература №17, 2004.

    14. Швец Т. «Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н.К.Рерих). – Литература №17, 2004

    15. Ягупова Н.П. Какой дом обрел Иван Бездомный? «Мастер и Маргарита». – Литература в школе № 2, 1998.

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо
    еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    Лев николаевич толстой

    Тема отцов и детей раскрывается и на примере семей Безуховых, Николая Ростова и даже сына Андрея. Семья Наташи Ростовой и Пьера Безухова – это образец нравственной любви к детям и уважения друг к другу.

    Отношение отцов и детей в рассказе «Цифры» показано на примере маленького Жени и всей его семьи: мамы, бабушки и дяди. Произведения написано от лица последнего, который вспоминает один эпизод из своей жизни.

    Произведение по-разному воспринимает ребенок и взрослый. Все потому, что рассказ пронизан эмоциями: яркими детскими и скрупулезно-методичными взрослыми. Отношения показаны на примере одной ситуации: любознательный мальчик желает познавать мир, тянется к изучению цифр, а дядя не имеет времени в данный момент заниматься с ним

    Детская радость ребенка в предвкушении события обучения перерастает в баловство, потому что дети плохо улавливают эмоциональную границу. Непонимание со стороны взрослых проявляется в том, что ни бабушка, ни мама, ни, тем более, дядя не понимают его поведения и начинают его ругать

    Одна из идей, которой руководствуются взрослые, – отсутствие баловства в воспитании, проявляется в том, что дядя все же под властью гнева хватает мальчика и выставляет за двери

    О том, что не все потеряно, и мир детей и взрослых можно объединить в единое целое, говорит тот факт, что бабушка, как самый мудрый из членов семьи, все же нашла подход к малышу и убедила его в том, что с дядей надо помириться.

    Предлагаем ознакомиться:  Обида в психологии: что это такое, почему человек постоянно обижается на пустяки, как бороться с излишней обидчивостью, как преодолеть негативное чувство

    Мертвые души

    Как и советовал отец, Чичиков посвятил всю свою жизнь тому, чтобы «копить копейку». Это превратило его в бесстыдного человека.

    И.С.Тургенев в романе затрагивает проблему нигилизма в российском обществе 60-х г.г. XIX века. Базаров – носитель новой философской идеи – нигилизма. Согласно этой теории, необходимо кардинальное изменение общественного устройства и мировоззрения. Евгений старается доказать, что искусство и эмоции тормозят прогресс и только мешают развитию науки.

    Он против духовных и материальных ценностей. Окружающие не разделяют взглядов Базарова, он наталкивается на стену непонимания и нежелания что-либо менять в жизни. Противоречия возникают и в самом главном герое: он понимает, что ошибался в отрицании (сам испытывает чувство любви к Анне Одинцовой, рассматривает картину).

    И.С.Тургенев обращается к теме дружбы и показывает, что дружба невозможна без общности интересов и взаимоуважения. У Базарова, кроме Аркадия Кирсанова, нет друзей. Однако Евгений не дорожит этой дружбой. Он высокомерно и иронично посмеивается над высказываниями Аркадия.

    Кирсанов же, напротив, восхищается своим другом. Базаров – сильная личность, и Аркадий, дорожа приятельскими отношениями, во всем подчиняется ему. Их взаимоотношения сложно назвать дружбой: между молодыми людьми нет взаимопонимания. И.С.Тургенев подчеркивает противоположность своих героев.

    Освещение проблемы в произведениях пушкина

    Один из вечных нравственных вопросов – это проблема взаимоотношений поколений. Аргументы из жизни современного общества редко полностью соответствуют литературным образам. Наиболее близкая ситуация упоминается в «Старшем сыне», о котором мы говорили ранее.

    Сочинения же классиков девятнадцатого века часто полезны молодежи только в глобальном плане. Общие этические и моральные темы, которые затронуты в них, будут актуальными еще не одно столетие.

    Проблемы взаимоотношений между поколениями в произведениях Пушкина освещаются много раз. Примеры можно привести следующие: «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Борис Годунов», «Скупой рыцарь» и некоторые другие.

    Александр Сергеевич, скорее всего, не ставил перед собой цель отразить именно этот конфликт, как Толстой и Тургенев. Столкновение поколений является частью повседневности еще со времен первобытных людей. Просто со временем разрыв между родителями и детьми становится все больше. На это влияет прогресс, смена социальных ценностей, глобализация и многие другие факторы.

    В частности, в «Станционном смотрителе» ситуация похожа на ту, которую впоследствии осветил Паустовский (об этом мы говорили выше). Здесь дочка Самсона Вырина сбегает из отчего дома с гусаром. Она попадает в городское общество, становится богатой и респектабельной барыней.

    Когда отец ее находит, он не узнает и не хочет принимать новый образ дочери. Самсон возвращается на станцию, где спивается и погибает. Здесь конфликт формируется ввиду разного смысла, который герои вкладывают в понятие «счастье».

    В «Капитанской дочке» мы видим совершенно другую картину. Здесь Петр Гринев намертво запомнил традиционные поучения отца. Следование этим правилам помогло ему сохранить лицо и честь в сложных ситуациях.

    Старый барон в «Скупом рыцаре» теряет собственного сына, поскольку привержен старым мещанским устоям. Он не желает менять закостенелое мировоззрение, феодальные взгляды. В этом сочинении мы видим слишком большую пропасть между отцом и сыном. В результате происходит окончательный разрыв связей.

    Островский, «гроза»

    Как вы уже убедились, если в сочинении должна быть затронута проблема взаимоотношений поколений, аргументы (литературные, жизненные и прочие) легко помогут это сделать.

    В завершение нашей статьи приведем еще один пример, который как нельзя лучше соответствует поставленной задаче. Сейчас мы поговорим о драме Островского «Гроза».

    В этом потрясающем произведении очень ярко показано столкновение старого домостроевского и молодого поколений. Из всех действующих лиц решается противостоять закостенелому самодурству старших только главная героиня – Катерина.

    Есть такое высказывание, что Россия – страна фасадов. Именно в этой пьесе данная фраза и расшифровывается в пугающей наготе. За видимым благополучием и благочестием обычного приволжского городка мы открываем для себя истинное зло, затаившееся в душах людей.

    Проблема заключается не только в жестокости, глупости и ханжестве старшего поколения. Кабаниха, Дикий тиранят молодежь только тогда, когда их не видит общество. Такими действиями они всего лишь пытаются «наставить на путь истинный» своих непутевых чад.

    Обратной стороной данного вопроса становится безвольность, слабость и скотская покорность младших, а также безразличие остальных горожан к происходящему у них на глазах.

    Паустовский, «телеграмма»

    Когда обсуждается проблема взаимоотношений между поколениями, аргументы «из жизни» будут самыми лучшими. Рассказ Константина Паустовского затронет наиболее болезненные струны человеческой души. В нем освещается ситуация, когда дети забывают своих родителей.

    Это вторая крайность, в которую может впасть семья. Зачастую причиной является не столько проблема воспитания, сколько пагубные моменты общественного влияния.

    Иногда неподготовленные к агрессии реального мира подростки попадают в водоворот чужих целей. Они живут идеалами других людей и теряют себя. Если у родителей не получилось с детства приучить ребенка к тому, что дома его примут в любом состоянии, то молодой человек отдалится.

    Таким образом, перед нами появляется многогранная проблема взаимоотношений поколений. Аргументы в пользу правильного воспитания и прочих превентивных мер можно приводить, но лучше показать ужасные последствия углубляющейся пропасти.

    Именно такие примеры мы и видим в произведениях многих писателей. В «Телеграмме», в частности, дочка опоздала. Когда девушка опомнилась и приехала навестить мать в деревню, она застала только могильный холмик и простенькое надгробие.

    Паустовский показывает, что гордость, затаенная злоба и другие барьеры, препятствующие теплым отношениям между родными, всегда ведут к трагедии «обиженного». Поэтому лучшим способом решения проблемы взаимоотношений между поколениями будет прощение и искреннее желание понять собеседника.

    Примеры из художественной литературы

    1. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

    В центре сюжета комедии А.С. Грибоедова находится противостояние века нынешнего и века минувшего. Это противостояние проявляется в резко противоположном выборе ценностей и идеалов двух поколений. Фамусовское общество привыкло унижаться перед теми, у кого была власть.

    Они делали это не из-за страха, а ради собственной выгоды. Это поколение было подвластно влиянию всего зарубежного, кроме того Фамусов был убежденным приверженцем крепостничества. Он был способен сослать на каторгу любого своего крестьянина из-за небольшой провинности. Ненависть к просвещению и чинопочитание довершает образ Фамусова во всей его красоте.

    Представители века минувшего гордились непросвещённостью своего сословия, в науке они видели угрозу своей влиятельности и превосходству. Все удовольствие жизни русского дворянства заключалось во сне, еде и развлечениях. Идеальная обстановка для подобного дворянина – пошлые интриги и глупые сплетни.

    У этого общества свой образ жизни, свои идеалы и ценности. Они действительно уверены в том, что важнее всего богатство, высокая должность и всеобщее уважение. А.С. Грибоедова очень волновала судьба своей Родины, поэтому он разоблачил в комедии фамусовское общество и показал, куда они способны привести Россию.

    На смену этому поколению приходит новое, представителем которого был Чацкий, именно в его монологи автор вкладывает свои обличительные речи. Главный герой принадлежал к прогрессивной молодежи, которую считали не просто умной, а непозволительно вольномыслящей.

    Чацкий выражает мнение всего своего поколения, которое заключается в отрицании почитания всего иностранного, ненависти по отношению к крепостному строю и рабскому унижению перед более высоким чином. Представители этого поколения высоко ценят русский народ: его силу, ум, выдержку. Они верят в светлое будущее своего отечества и призывают идти в ногу со временем.

    А.С. Грибоедов хотел показать, что конфликт поколений неизбежен, потому что каждая эпоха обладает своими историческими событиями, оказывающими влияние на формирование характеров и мировоззрений. Именно поэтому появляются совершенно различные взгляды на жизнь у близких людей.

    1. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

    Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» является наиболее ярким примером художественного произведения, раскрывающего конфликт взаимоотношений поколений. Главный герой романа – Евгений Базаров, истинный представитель нового поколения, придерживающегося нигилистической идеологии.

    Молодому поколению противопоставляется старшее, в лице отца и дяди Аркадия – Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых, которые придерживаются более консервативных взглядов. К этому же поколению можно отнести и родителей Базарова, хоть их образ жизни и значительно отличался от дома Кирсановых.

    В основе мировоззрения главного героя лежит отречение от всех сложившихся устоев и общепризнанных идеалов. Он не признает ничьё мнение, кроме собственного, безразлично относится к прошлому, любит активный образ жизни, не терпит безделья и промедлений.

    Евгений не доволен сложившимся общественным устройством, поэтому его идеология подразумевает под собой разрушение всех привычных порядков. Проблема заключается в том, что подобное поведение настроено только на уничтожение, взамен ничего нового не предлагается.

    Отец и дядя Аркадия наоборот, всеми силами пытаются сохранить устоявшийся образ жизни и весь текущий строй в целом. Их не устраивает в современном им мире только одно: наличие нигилистской философии и разрушение вековых традиций. Павел Петрович иронично заметил, что те люди, которые раньше назывались болванами, теперь зовутся нигилистами.

    Основное сходство представителей двух эпох заключается в том, что они все являются ярыми защитниками своих взглядов и идей. Конфликт взаимоотношения поколений в романе И.С. Тургенева заканчивается победой опыта и жизненной мудрости, принадлежавшей старшему поколению.

    Проблема взаимоотношений между близкими людьми. напишите, пожалуйста,  аргумент из — школьные


    ПОМОГИТЕ С РУССКИМ СРОЧНО ДАМ 20 БАЛЛОВ!!!Буква Е пишется в выделенном слове в предложении …Выберите один ответ:Как н… перебирал Дмитрий все свои


    поступки последнего времени, не за что было зацепиться. (В.А. Солоухин)И не было н…какой надежды, что небо прояснится. (А.П.Чехов)Надо посоветоваться, поговорить, а н… с кем. (А.И. Куприн)Я н…когда ещё не видел такой осени, такой ясности небес. (К.Г. Паустовский)2 Я смотрел в необъятную глубину подо мною с тем особым чувством гордости и силы (?) с которым всегда смотришь с большой высоты.На месте пропуска нужно поставить…Выберите один ответ:запятую, так как предложение является сложносочиненным;двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части;запятую, так как предложение является сложноподчиненным;тире, так как первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части;


    СРОЧНО ДАм 50 балов!!!
    (1) Шли годы. (2)Красавица-ёлочка, растущая вблизи оживлённой дороги, по-прежнему радовалась солнцу, теплу, воздуху и простору.


    (3) В один сверкающий зимний день на опушку леса пришло два человека в полушубках с топорами в руках.(4) «Вот славное деревце!» — сказал один из них. (5) Другой, не говоря ни слова, сбросил с себя полушубок. (6) Блеснул топор… (7) Елочка вся затряслась от сильного удара, и с ветвей ее, слово маленькие бабочки, плавно посыпались пушистые хлопья снега. (8) Елочка лишилась сознания.
    (9) Вечером она очнулась в роскошном двухсветном зале. (10) Гигантские люстры и бесчисленные канделябры бросали от себя потоки ослепительного света. (11) Елочка стояла посредине всего этого блеска, украшенная сотнями свечей, золотыми и серебряными лентами, сверкающими стеклянными погремушками, дорогими подарками, китайскими фонариками и целой коллекцией плюшевых птиц, жуков из фольги, стрекоз, пестрых бабочек и рыбок. (12) Вокруг елки кружилась под веселые звуки музыки тысячная толпа разряженных детей, с разгоревшимися от восторга глазками, со звонким хохотом и громкими восклицаниями…(13)Детский праздник с каждой минутой становился шумнее и веселее. (14) Дети составили хоровод и с шумным восторгом танцевали вокруг елочки, и она шептала, сияя огнями: «О, как прекрасна жизнь! Как хороши люди!..»
    Задание:
    Выберите правильное утверждение …
    Выберите один ответ:
    выделенное в предложении 5 слово употреблено в прямом значении;
    средство связи 13-го и 14-го предложений — личное местоимение;
    тип речи текста — рассуждение;
    стиль текста — официально-деловой;


    ДАМ 20 БАЛЛОВ!!!Запятая перед союзом И нужна в предложении…Выберите один ответ:Она села против меня тихо и безмолвно () и устремила на меня глаза св


    ои.Справа и слева бежали холмы () и по ним бледным золотом и сединой струился под ветром ковыль.Небо и вода бледнели () и холодели.Справа море уходило под острые утёсы () и около самых утёсов горело зелёным огнём, точно освещённое изнутри.2Синтаксическая норма нарушена в предложенииВыберите один ответ:Проглотив добычу, зимородок сел на ветку и опять погрузился в дремоту, но, услышав шум приближающейся лодки, с криком, понесся вдоль реки.Тихонько, стараясь не шуметь, я побежал влево и вышел на реку.Он о чем-то сосредоточенно думал и встряхивал головою, дабы чтобы прогнать дремоту.Важной особенностью, отличающей Байкал от других глубоких озер, является высокая концентрация кислорода в его водах.3Буква И пишется в суффиксе страдательного причастия настоящего времени …Выберите один ответ:чита…мый;дар…мый;обижа…мый;разбива…мый;

    Сергей трофимович алексеев

    Степень горя ребенка можно понять по фразе, что он говорит сгоряча и с обиды. Он кричит, что не любит дядю. Здесь видна степень трагизма ситуации глазами ребенка

    Предлагаем ознакомиться:  Апатия, причины и лечение | О чём говорят симптомы ухудшения общего состояния

    Неслучайно автор пишет рассказ от имени дяди. Это говорит о том, что отношения между детьми и взрослыми – динамическая система, где участники могут менять свои взгляды и позиции. Самое главное – руководствоваться чувство любви, а не общепринятыми догмами

    Мальчик Женя – это образец любознательной чистой души, которую взрослые ввиду своей жизненной заскорузлости не в состоянии понять. И тем, что примирение все же происходит между дядей и племянником, автор показывает, что взрослых тоже можно изменять. Им можно дать почувствовать неизведанный мир радости и забытых чистых эмоций детства

    Мастер сочинений — научит вас писать, поможет найти нужную тему и подготовит к ЕГЭ по русскому языку. На его страницах вы найдете только необходимый материал для 6-11 классов, в нашем каталоге более 10 000 готовых сочинений на любую тему, а в приложении более 45 000.

    Сайт “Мастер сочинений” заменит вам десятки сайтов, а мобильное приложение сделает возможности портала доступными в любом месте.

    Список литературы

    1. Айтматов Ч.Т. Плаха: Роман/ Предисл. Е.Суркова. – М.: Молодая гвардия, 1987.

    4. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Роман. – М.: «Сварогъ», 1994.

    5. Булгаков М.А. Собачье сердце: Роман. Повести. Рассказы. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. (Серия «Русская классика»).

    5. Вознесенский А. Ров: Роман-газета, 1989, № 21/22.

    6. Воробьев К.Д. Убиты под Москвой. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – (Библиотека школьника).

    7. Кондратьев В.Л. На поле овсянниковском: Повести, рассказы. – М.: Известия, 1985. (Серия: Библиотека журнала «Дружба народов»)

    8. Короленко В.Г. Слепой музыкант: Повесть. – М.: Детская литература, 1973.

    9. Куприн А.И. Олеся; Поединок; Гранатовый браслет. – М.: Художественная литература, 1984.

    10. Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев и др.; Сост., вступ. статья и примеч. В.Коровина– М.: Художественная литература, 1987. (Библиотека учителя).

    11. Мехед Г. Скрипач: Роман-газета, 2006, №11.

    12. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х томах. Т. 3. Евгений Онегин. Романы и повести. Путешествие в Арзум. Примеч. К.И.Тюнькина. М.: Художественная литература, 1978.

    13. Твардовский А.Т. По праву памяти: Роман-газета, 1989, № 21/22.

    14. Толстой Л.Н. Война и мир: Собрание сочинений в двенадцати томах. – М.: Издательство «правда», 1987. Тома 1 – 4.

    15. Трифонов Ю. Другая жизнь. – М.: Известия, 1979. (Серия: Библиотека журнала «Дружба народов»).

    16. Тургенев И.С. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев, А.Овчаренко и др.; Сост., вступ. статья В.Щербины; примеч. сост. раздела «Приложения» Вл. Катаева. – М.: Художественная литература, 1987. (Библиотека учителя).

    17. Фонвизин Д.И., Грибоедов А.С., Островский А.Н. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев, А.Пузиков; Сост. и вступ. статья В.Турбина; Сост. раздела «Приложения» Ю.Двинской. – М.: Художественная литература, 1989. (Библиотека учителя).

    18. Чалмаев В.А. «Слово, не сорвись на стон…». Константин Воробьев: у истоков войны народной.

    18. Чехов А.П. Повести и рассказы. Вишневый сад./ Сост. Е.М.Жезлова. – М.: Московский рабочий, 1979.

    Суть и истоки проблемы

    Сегодня в нашем стремительно мчащемся мире в условиях тотальной глобализации проблема взаимоотношений поколений становится ощутимо острой. Создается впечатление, что дети отдаляются от родителей не на один, а на несколько шагов сразу.

    Особенность борьбы нового со старым в том, что первое не всегда выходит из нее победителем. У взрослых есть больше рычагов влияния, уверенность в своей непоколебимой правоте, потребность быть авторитетом и руководителем для ребенка.

    Далее мы рассмотрим эту проблему с точки зрения ученых-психологов, а также узнаем, как ее видели писатели в девятнадцатом и двадцатом веках. Особенно интересен материал будет школьникам, которые готовятся к экзаменам. Часто одной из тем бывает следующая:

    Сегодня акцент переместился с опыта старших поколений на достижения сверстников. Практически все знания от родителей ребенок получает уже в «устаревшем» виде. В наши дни срок жизни новшества иногда колеблется в пределах нескольких дней или часов.

    В юношеском возрасте парни и девушки вынуждены проходить своеобразный этап инициации. Им нужно научиться контролировать эмоции, стать рассудительными и мудрыми. Это называется «повзрослеть». Сложность в том, что с ускорением темпа жизни родители часто сами еще не до конца оформились в целостную зрелую личность. Или их образ годится только для героев романа девятнадцатого века.

    Проблема в том, что часто родители даже не могут подсказать отпрыскам, как правильно поступить в той или другой ситуации. Ведь они никогда не проводили молодость в условиях настоящего времени. То, что раньше считалось революционным, сегодня молодежь относит к эпохе каменного века.

    Давайте разберемся в вопросе разногласий между родителями и детьми. Как его видят психологи и писатели?

    Толстой, «война и мир»

    Далее нами будет рассмотрена проблема взаимоотношений поколений в романе «Война и мир». Здесь Толстой, будучи тонким знатоком человеческих душ и мотивов поведения, показывает три разных семьи. У них различное социальное положение, ценности и традиции. На примере Болконских, Курагиных и Ростовых мы видим практически всю палитру российских горожан девятнадцатого века.

    Однако в романе показаны не только отношения между разными поколениями, но и трения различных слоев общества. Болконский, например, детей воспитывает в рамках служения Отечеству. Честь и пользу для других людей он ставит превыше всего. Такими вырастают Андрей и Мария. Однако старый князь часто перегибал палку в воспитании, о чем он сокрушается на смертном одре.

    Курагины же показаны полной противоположностью Болконским. Это карьеристы, которые превыше всего ставят общественное положение. На их примере иллюстрируется холодное отношение родителей к детям. Отсутствие чувственности и доверительности становится естественным и для Элен с Анатолем.

    Фактически Толстой показывает с помощью семьи Курагиных пустых людей, которых интересуют исключительно материальные ценности и внешний блеск.

    Полной противоположностью являются Ростовы. Здесь изображается идеальная семья. Родители полностью поддерживают Николая и Наташу. Дети всегда могут обратиться к ним за помощью, когда она им нужна. Этот род полностью отличается от аристократичных Болконских и от карьеристов Курагиных.

    Таким образом, в первых двух упомянутых нами произведениях наиболее полно раскрыта проблема взаимоотношений поколений. Сочинение (ЕГЭ) лучше всего будет написать, отталкиваясь именно от этих романов.

    Тургенев, «отцы и дети»

    По мнению многих критиков, наиболее полно освещена проблема взаимоотношений поколений в романе «Отцы и дети». В принципе, здесь ей уделено наибольшее внимание, но вы вскоре убедитесь, что есть и другие произведения, в которых затронут этот вопрос.

    Иван Сергеевич в своем романе показывает не просто противостояние отца и сына в отдельно взятой семье. Здесь изображается проблема взаимоотношений поколений, поскольку Кирсанов и Базаров не являются родственниками.

    Первый молод, нигилист, демократ и революционер. Павел Петрович же показан монархистом и аристократом до мозга костей. Столкновение их мировоззрений и положено в основу сюжета.

    Мы видим, что Евгений Базаров склонен все отрицать, ставя науку превыше всех остальных ценностей. Изображение пейзажа Швейцарии, например, ему интересно только с геологической точки зрения. Он прагматичен, пытается доказать преимущество новых взглядов. Однако в конце Евгений погибает с мыслью о том, что Россия его не приняла.

    Антагонистом Базарова является Кирсанов. Он любит рассуждать о «русской идее», простоте мужицкой жизни. Но на деле все его слова оказываются иллюзией. Он склонен только болтать об этом, поступками же показывает обратное.

    Как и многие другие писатели девятнадцатого века, Иван Сергеевич Тургенев оказывается на стороне молодого поколения. Он показывает через призму романа агонию старого мировоззрения и рождение в муках новой философии общества.

    Комментировать
    0
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

    Это интересно
    Adblock detector